Нематериальные активы
Нематериа́льные акти́вы (НМА), имущество, не имеющее физического воплощения, но при этом идентифицируемое, приобретённое или созданное в результате интеллектуальной деятельности, имеет стоимость. НМА амортизируются (переносят свою стоимость на готовую продукцию) отдельно от основных средств и приносят доход собственнику. НМА относятся к внеоборотным активам организации и предназначены для получения прибыли, как и оборотные.
История возникновения термина
Одно из первых установленных упоминаний НМА содержится в книге Р. П. Коффи (R. P. Coffy «Tableau synoptique des principes generaux», 1832), который относил их к т. н. бестелесным нематериальным ценностям.
Ряд авторов (Т. Стюарт, Л. Эдвинсон, М. Мэлоун, В. Баранчеев, М. Пестунов) отождествляют термин «нематериальные активы» с понятием интеллектуального капитала (Эдвинсон. 2005; Баранчеев. 2003; Стюарт. 2007). Впервые термин «интеллектуальный капитал» был введён Дж. Гэлбрейтом (1939–2014) в 1967 г. (Galbraith J. K. The new industrial state. Boston, 1967), а первым, кто обосновал этот термин, был Стюарт.
В СССР понятие НМА практически не использовалось: применять термин начали лишь с конца 1980-х гг., что связано с рыночными преобразованиями в стране; впервые на законодательном уровне НМА были охарактеризованы в Законе СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», где описывались объекты интеллектуальной собственности, изобретения и открытия.
НМА являются одним из новых объектов гражданского права, получивших теоретическое и практическое воплощение на этапе становления и развития рыночных отношений в России. Впервые данный термин был употреблён в российском законодательстве (ныне в п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ) как наименование соответствующего счёта в Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утверждён приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 № 56).
Объекты НМА
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту 14/2007 «Учёт нематериальных активов», утверждённым приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н (далее – ПБУ 14/2007), к НМА относят объекты, единовременно удовлетворяющие следующим условиям:
не имеют материально-вещественной формы;
способны приносить экономическую выгоду организации при производстве и/или продаже продукции или услуг;
организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование активов и права данной организации на такие активы (лицензионные договоры, патенты, свидетельства, другие охранные документы, договоры об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и др.);
предназначены для использования организацией и не готовятся к продаже в течение периода более года или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
могут быть выделены (идентифицированы) из других активов или отделены от них;
фактическая стоимость объектов может быть достоверно определена.
В системе международных стандартов финансовой отчётности [параграф 8 МСФО (IAS) 38] под НМА понимаются идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы, способные приносить организации экономические выгоды в будущем и являющиеся объектами контроля со стороны предприятия.
К НМА может относиться следующее:
Объекты авторского права – права́, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, включая кинофильмы, иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты и многое другое, защищённое авторским правом.
Объекты промышленной собственности – права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, из свидетельств на полезные модели (товарные знаки и знаки отличия, например бренд, слоган и дизайн упаковки товара; изобретения; промышленные модели; образцы; производственные секреты и формулы, оформленные документально).
Специальные разрешения (лицензии, например на использование товарного знака, образцов продукции и др.).
Программное обеспечение (ПО) – права, возникающие на программы для ЭВМ, базы данных и др.
Права на ноу-хау, производственные секреты, единые технологии и другие результаты интеллектуальной деятельности.
Прочее (деловая репутация – достаточно сложное понятие, которое оценивает выгоду как разницу между ценой, которую может запросить организация за актив и которую может запросить конкурент с нулевой репутацией); монопольные права, исключительное право патентообладателя на селекционные достижения (например, новые сорта растений или породы животных); франшизы (например, купленные права на использование бренда по франчайзингу).
Специфическим объектом НМА является деловая репутация. В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) деловая репутация рассматривается как нематериальное благо (см. также ст. 19, 150 и 152 части 1 ГК РФ). В то же время, согласно упомянутому выше ПБУ 14/2007, деловая репутация юридического лица является одним из видов НМА.
Идентифицируемость НМА является тем качеством, который отличает их от гудвилла (англ. goodwill), который представляет собой превышение затрат на приобретение компании над справедливой стоимостью принадлежащих ей чистых идентифицируемых активов.
Ныне существуют определённые расхождения между принятой в развитых странах (в том числе США и ЕС) трактовкой гудвилла и трактовкой российского понятия. Например, в странах общего права в состав гудвилла включаются такие объекты, как интеллект и деловые качества сотрудников, их образование, квалификация и способность к организации рабочего процесса. Считается, что все эти качества способствуют повышению престижа бизнеса, создают определённый имидж этого бизнеса.
В российском законодательстве (ПБУ 14/2007) прямо предусмотрено, что нематериальными активами не являются персонал организации и его интеллектуальные и деловые качества, квалификация и способность к труду. Кроме того, в состав НМА также нельзя включать расходы на регистрацию и запуск деятельности организации, ноу-хау, программное обеспечение, логотипы и товарные знаки, которые только готовятся к регистрации, но не оформлены до конца.
Способы возникновения НМА
Объекты НМА поступают в организацию различными способами:
приобретение по договору;
самостоятельное производство;
Для каждого способа возникновения НМА должны собираться и храниться все основные документы (договоры, акты, сведения о перечислении средств), на основании которых в организации появился конкретный объект НМА.
Документы для образования НМА:
договоры купли-продажи или приобретения исключительного права;
свидетельство о регистрации товарного знака;
патент на изобретение или селекционное достижение;
лицензия (сублицензия) на использование ПО;
акт ввода в эксплуатацию ПО, разработанного компанией.
Оценка стоимости НМА
Первичная стоимость НМА определяется их ценой на момент поступления на учёт. Например, если объект был произведён организацией, то в оценку можно включить следующие расходы: зарплата сотрудников, стоимость расходных материалов, отчисления в Фонд пенсионного и социального страхования и др. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Оценка стоимости НМА
№ п/п | Способ приобретения | Оценка | Документ |
1. | Изготовлен организацией | Совокупность всех затрат на получение | Документы о понесённых расходах Акт принятия работ, патент Свидетельство о регистрации прав на объект НМА |
2. | Приобретён по договору купли-продажи | Цена | Договор Акт приёмки-передачи |
3. | Приобретён по договору исключительного права (полное отчуждение, право пользования) | ||
4. | Безвозмездно передан | Рыночная стоимость | |
5. | Внесён в уставный капитал | Стоимость на дату внесения | Учредительный договор Акт приёмки-передачи |
НМА первоначально оцениваются по себестоимости в результате отдельного приобретения, обмена активами, их получения по государственной субсидии или в рамках объединения предприятий, создания внутри предприятия. При этом объекты, полученные в обмен на другие активы или услуги, оцениваются по справедливой стоимости, за исключением случая, когда обмен не имеет коммерческого содержания (тогда актив оценивается по остаточной стоимости переданного актива). В частности, экспертизу деловой репутации компании должен проводить аккредитованный сертификационный центр.
После первоначального признания предприятие выбирает модель учёта для каждого класса НМА:
по первоначальной стоимости за вычетом накопленных амортизации и убытков от обесценения;
по переоценённой стоимости, т. е. по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом последующей накопленной амортизации и последующих накопленных убытков от обесценения.
Классификация НМА
Классификация НМА позволяет более точно их анализировать и принимать взвешенные управленческие решения. Эти активы можно классифицировать по разным признакам (см. таблицу 2).
Таблица 2. Признаки классификации НМА
№ п/п | Признак | Способ отражения |
1. | Вид НМА | Объект авторского права Права промышленной собственности Специальные разрешения Программное обеспечение Ноу-хау и пр. |
2. | Амортизация | Амортизируемые НМА – имущество, принадлежащее организации на праве собственности и используемое для получения дохода Неамортизируемые НМА – объекты с неопределённым сроком службы, которые проверяются на предмет обесценения на каждую отчётную дату или каждый раз при наличии признаков обесценения |
3. | Эксплуатация | Используемые Неиспользуемые |
4. | Принадлежность к амортизируемым группам в налоговом учёте | с 1-й по 10-ю группы |
5. | Способ амортизации | Линейным способом (активы с определяемым сроком службы) Методом уменьшаемого остатка Пропорционально выпуску |
6. | Переоценка | Учтённые по первоначальной стоимости Подвергнутые переоценке |
7. | Способ поступления | Включённые в уставный капитал Поступившие безвозмездно Приобретённые Созданные организацией |