Ответственность (в менеджменте)
Отве́тственность в менеджменте, парадигма существования человека, в соответствии с которой любые результаты его действий считаются относящимися непосредственно к нему как к исполнителю определённой задачи и источнику преобразований в мире. Способность индивида нести ответственность за собственные поступки восходит к сознательной прогностической деятельности, т. е. способности предсказывать последствия тех или иных воздействий и поступать целенаправленно, с учётом анализа перспектив развития событий.
Происхождение термина
В европейских языках слово «ответственность» происходит от латинского глагола «respondere», что означает «обещать», «давать взамен», «отвечать». В русском языке оно восходит к праславянскому «věti̯o» (совет) и древнерусскому «otъvětъ» (ответ) и дословно определяется как способность отвечать, или «противоговорение». В самом широком смысле под ответственностью понимается способность субъекта влиять на ход событий, рассматривая её идею в контексте свободы, воли, вменения, долга и вины. При этом в некоторых случаях неведение и неосведомлённость не освобождает исполнителя от наказания за причинённый ущерб, что нашло своё отражение в юридическом принципе «Незнание закона не освобождает от ответственности» [лат. Ignorantia juris non excusat (Black. 1891. P. 590)].
Парадигма ответственности возникла наряду с необходимостью общественного регулирования и возникновением судебной системы. Так, за намеренное осуществление действий, которые несут неблагоприятные последствия для общества, исполнителю предъявляется обвинение за содеянное и предусматривается соответствующее по тяжести наказание. Несмотря на то что вопрос ответственности, как правило, возникает одновременно со свидетельством нанесённого ущерба (или риском нанесения такого ущерба) и введением определённых санкций против обвиняемого, с общественной точки зрения, справедливым решением также является вознаграждение ответственного исполнителя за выдающиеся заслуги перед обществом или отдельной группой людей. Стремясь таким образом получить социальное признание, многие представители общества избирают для себя парадигму ответственности в качестве личного и всеохватывающего долга, а также обусловленного социальным статусом призвания или урегулированного некоторым соглашением обязательства (см. также статью Юридическая ответственность).
В эпоху Античности понятие ответственности было тесно связано с коллективными морально-политическими нормами и обязанностями человека. В Средневековье возникла новая парадигма ответственности: под влиянием этики христианства ответственность исходила из принципа прощения своих врагов, что отличало её от моральных норм, основанных на принципе талиона [точное соответствие наказания причинённому ущербу: «око за око, зуб за зуб» (Исход 21:24)]. В Новое время парадигма ответственности вновь меняется и получает теоретическое выражение в философии общественного договора.
Ответственность в организационной структуре
В организационном управлении ответственность неразрывно связана с функциональными ролями в организационной структуре: различные позиции в иерархии компании сопряжены с полномочиями и подразумевают различные зоны и степень ответственности лиц, участвующих в реализации поставленных перед ними задач. Делегирование ответственности в рамках организации является процессом передачи задач, компетенций и частично полномочий от непосредственного руководителя к подчинённым. С одной стороны, это позволяет руководителю освободиться от части функций и сосредоточиться на реализации стратегии компании. С другой стороны, делегирование служит инструментом мотивации персонала, который связывает увеличение уровня ответственности с получением доступа к власти и личностным развитием.
Специалист в области управления качеством и управленческий консультант У. Деминг ввёл следующие фундаментальные принципы, лежащие в основе грамотного делегирования полномочий и передачи ответственности.
«Новая философия»: непосредственный исполнитель задачи знает лучше руководителя, как её решить. В соответствии с этим принципом руководитель не должен вмешиваться в производственный процесс. Его роль заключается в поддержке исполнителя и предоставлении необходимых для работы условий (Нив. 1996. С. 65–66).
«Радость в работе»: человек обладает внутренней потребностью в качественном труде и ответственности за его результат. Это позволяет ему получить удовольствие от выполненной им работы (Нив. 1996. С. 74, 247–252).
Проблемы делегирования ответственности в компании
С процессом делегирования полномочий связано большое число внутриорганизационных процессов и обусловленных ими проблем. Например, при реструктуризации или внесении изменений в штатное расписание и должностные инструкции возникает вопрос о перераспределении зон ответственности между задействованными в производственном процессе сотрудниками и менеджерами. Кроме того, проблемы делегирования полномочий могут возникать при найме и увольнении сотрудников и топ-менеджмента компании, когда появляется борьба за власть и зоны влияния, а при переходе сотрудника с одной позиции на другую в рамках организационной иерархии могут быть трудности адаптации к новому уровню (масштабу) ответственности. Ещё одно осложнение, связанное с передачей ответственности, заключается в определении уровня доступа к информации: если сотруднику в рамках исполняемых им функций не будет хватать какой-либо скрытой от него информации, то эффективность решения окажется под угрозой. Другая проблема заключается в соотношении ответственности и полномочий: если сотрудники наделяются в большей степени ответственностью, чем полномочиями, то впоследствии это приводит к трудностям поиска и наказания провинившихся (при этом наказание не даёт гарантии, что ошибка в распределении функциональных полномочий будет исправлена). Однако если сотруднику дано слишком мало полномочий при высоком уровне ответственности, у него могут возникнуть проблемы с решением поставленной задачи, т. к. он не уполномочен совершать действия, нужные для её корректного выполнения.
Теория социальной ответственности компаний
Особое внимание в современной бизнес-среде также уделяется вопросу корпоративной социальной ответственности, которая подразумевает добровольное участие компаний в улучшении жизни общества, заботу о соблюдении прав работников, защиту окружающей среды и развитие территории присутствия своего бизнеса. Основоположником теории корпоративной социальной ответственности принято считать американского экономиста Г. Боуэна (1908–1989), который в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена» 1953 г. выразил её суть как «реализацию политики, принятие решений либо следование такой линии поведения, которая желательна с позиций целей и ценностей общества» (Bowen. 1953. P. 6). Впоследствии теория социальной ответственности компаний получила широкое распространение в бизнес-среде наряду с признанием глобализации и ESG-повестки, призванной актуализировать глобальные экологические и социальные проблемы, а также появлением концепции устойчивого развития, которое бы «отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» (Наше общее будущее. 1989. С. 20). В Россию идея социальной ответственности бизнеса впервые пришла в 1990-х гг.
Корпоративная социальная ответственность как концепция сложилась под давлением профсоюзов, экоактивистов и общественных представителей, заинтересованных в устойчивом развитии отдельных компаний, природы и общества в целом. Однако с течением времени она стала восприниматься как конкурентное преимущество в процессе создания привлекательного имиджа организации в глазах общественности. Данное преимущество заключается в следующем:
Приверженность принципам устойчивого развития способствует формированию нематериальных активов, таких как деловая репутация, доверие и благосклонность потребителя к бренду.
Наличие социальных гарантий и льгот в отношении персонала способствует привлечению в компанию и удержанию в ней ценных сотрудников в условиях ограниченности человеческих ресурсов.
Организация обретает возможность формировать стабильную, предсказуемую и благоприятную среду для поддержания и развития бизнеса.
Основная проблема внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в компании заключается в том, что не каждая компания обладает достаточными финансовыми ресурсами для осуществления соответствующей социальной политики. Кроме того, отслеживание результатов деятельности в этом направлении требует существенного вложения средств для постановки целей, мониторинга показателей и адаптации подхода к постоянно меняющимся условиям внешней среды, что не все организации могут себе позволить.