E-commerce
E-commerce (электронная коммерция; от англ. еlectronic – электронная, commerce – коммерция, торговля), форма предпринимательской деятельности, в том числе связанной с продажей и приобретением товаров (работ, услуг) и осуществляемой с помощью информационных технологий и сети Интернет (обеспечивают электронное взаимодействие участников рынка); онлайн-торговля; электронная торговля; дистанционная торговля; интернет-магазины; мобильная коммерция; сфера цифровой экономики.
Понятие «e-commerce»
Одним из первых данный термин упомянул главный консультант Комитета по коммунальным услугам и торговле Ассамблеи штата Калифорния (англ. California State Assembly's Utilities & Commerce Committee) Р. Джейкобсон в заголовке и тексте калифорнийского закона об электронной торговле (California's Electronic Commerce Act. 1984).
Международными актами ООН электронная торговля определяется как особый вид организации взаимодействия участников рынка посредством обмена электронными сообщениями (UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce, with Guide to Enactment, 1996 with additional article 5 bis as adopted in 1998). Актами Европейского союза e-commerce рассматривается как форма онлайн-коммуникации, формирующей услуги информационного общества, в частности в области продажи товаров через Интернет [Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market («Directive on electronic commerce»)].
В России электронная коммерция рассматривается как сфера экономики, включающая в себя все сделки по реализации товаров (работ, услуг) потребителям, осуществляемые при помощи сети Интернет («Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 № 1837-р); а электронная торговля определяется как форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур (п. 75 ГОСТа Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утверждён приказом Росстандарта от 30 июня 2023 № 469-ст).
E-commerce охватывает не только собственно предпринимательскую, в том числе торговую, деятельность, но и электронный обмен данными (англ. Electronic data interchange, EDI), электронный документооборот между участниками рынка, электронное перемещение активов (товаров), расчёты безналичными денежными средствами (фиатными и нефиатными электронными деньгами), эквайринг, электронный маркетинг, маркетплейсы, смарт-торговлю, а также любые связанные с ними электронные транзакции (операции). Технологическую основу e-commerce, как правило, составляют структурированные управляемые базы данных и веб-страницы (Рейнолдс. 2000).
Понятие «электронная коммерция» включает в себя любые коммерческие операции с использованием электронных средств обмена данными, а также основную её составляющую – электронную торговлю (Кобелев. 2020. С. 14–15). Электронную коммерцию определяют как совокупность отношений, возникающих в связи с ведением предпринимательской деятельности в сети Интернет (Савельев. 2014. С. 16). Она рассматривается с точки зрения осуществления связей (с помощью электронных средств), бизнес-процесса (автоматизация ведения бизнеса), услуг (снижение издержек и повышение качества товара), времени (онлайн в режиме реального времени круглосуточно), пространства (безграничность интернет-среды) (Электронная коммерция. 2022. С. 9–10). Электронную торговлю (сделки, совершённые с использованием электронных средств) отграничивают от электронной (информационно-цифровой) инфраструктуры (Цифровая экономика ... 2020. С. 304–305). Содержание электронной коммерции пересекается (но не тождественно ему) с содержанием понятия «электронный бизнес» (англ. e-business), обозначающего систему цифрового сопровождения бизнес-процессов (Дорофеев. 2023. С. 10–11).
Виды и структура электронной коммерции
Электронную коммерцию можно классифицировать по следующим основаниям, в зависимости от:
участников рынка и приобретателей продукции: «бизнес – потребители» (англ. Business-to-Consumer, B2C), «бизнес – бизнес» (англ. Business-to-Business, B2B); «бизнес – правительство» (англ. Business-to-Government, B2G), «потребитель – потребитель» (англ. Consumer-to-Consumer, С2С), «потребитель – бизнес» (англ. Consumer-to-Business, С2В) и т. д.;
формы продукции: материальная (продукты питания, одежда, мебель, авиаперелёты и др.) и в электронном виде (аудиокниги, музыка, кинофильмы, цифровые права и т. д.);
типа: онлайн-торговля (покупка товаров через сеть Интернет с помощью веб-сайта либо мобильного приложения); электронные торговые площадки (централизованные и децентрализованные информационные системы); онлайн-аукционы (через подключённые к Интернету устройства).
Структурными технологическими элементами e-commerce являются:
электронный обмен данными;
сбор и обработка электронных данных о пользователях и клиентах;
виртуальные витрины на веб-сайтах;
коммерческие операции (в том числе покупки и продажи продукции);
система цифровой безопасности и др.
Развитие электронной коммерции
C 1960-х гг. в США начали разрабатывать системы автоматизации процесса торговли. Одной из первых выступила компьютеризированная система бронирования авиабилетов Sabre (англ. Semi-Automatic Business Research Environment), разработанная с участием американской компании IBM. В 1970–1980-х гг. М. Олдрич разработал первую корпоративную систему электронных онлайн-покупок (Internet. 2009); английская компания Thomson создала первую онлайн-платформу в сфере туристского бизнеса – Thomson Holidays UK (Palmer. 1988. 26–29); французская компания France Télécom SA разработала информационную систему, позволявшую совершать онлайн-заказы, – Minitel (Chrisafis. 2012). В 1990-х гг. были учреждены ведущие международные маркетплейсы: Amazon (США), eBay (США), Alibaba (Китай), Europages (Германия), а в 2000-х гг. – Etsy (США), AliExpress (Китай) и др.
В России с 2000-х гг. активно развиваются онлайн-ретейл и торговые площадки (Global Rus Trade, «Яндекс.Маркет», Wildberries, Ozon, «Сбермаркет», Delivery Club и др.), работу которых обеспечивают в том числе электронные платёжные системы [платформы, агрегаторы, интернет-эквайринги (приём безналичной оплаты товаров и услуг)]: PayPal, Braintree, Stripe, Mangopay, Dwolla, Сбербанк, ЮKassa, Robokassa, PayMaster и др.
Характеристики электронной коммерции
В отличие от традиционной коммерции, при заключении сделок в сфере электронной коммерции покупатели не обладают возможностью проверить материальные свойства приобретаемого товара (примерить одежду, оценить предмет антиквариата, скоропортящиеся продукты питания или парфюм и т. д.). Предполагается осведомлённость покупателя о материальных свойствах продаваемых товаров.
Преимуществами электронной коммерции являются доступность, скорость, трансграничность, международный охват, низкие производственные и операционные издержки, широкий выбор товаров, возможность сравнения цены и отслеживания истории продукции. К недостаткам можно отнести невозможность изучения товара до его приобретения, риск покупки товара с отличными от заявленных характеристиками, ограничения в обслуживании клиента, время для доставки товара, риск утечки данных о потребителях и кибермошенничество.
Электронная коммерция влияет на занятость, способствует созданию новых (например, программистов маркетплейсов) и сокращению прежних рабочих мест (включая продавцов или кассиров магазина); эффективна в период пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений (например, при COVID-19); воздействует на окружающую среду (ввиду использования большого количества упаковочного картона).
Регулирование электронной коммерции
Регулирование электронной коммерции в России, в условиях конвергенции её технологических и правовых аспектов, содержит как централизованные, так и децентрализованные инструменты и способы. Централизованными, в частности, признаются законодательство об электронной торговле и система государственных органов, регулирующих установления единых правил функционирования соответствующих рынков, а также контроля и надзора за последними (например, в целях обеспечения технологической нейтральности, защиты данных о транзакциях и субъектах рынка). К децентрализованным можно отнести диспозитивные начала совершения сделок и определения объёма прав их сторон, единство и дифференциацию используемых цифровых технологий в торговой деятельности, экстерриториальный доступ в интернет-пространство вне зависимости от адреса офиса и осуществления хозяйственной деятельности участников рынка и др.
В России электронная коммерция регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2463) и др.
В мировой практике вопросы электронной коммерции, как правило, регулируются комплексом законов. Так, в Китае действуют Закон об электронной торговле (中华人民共和国电子商务法), Закон об электронной подписи (中华人民共和国电子签名法), Закон о кибербезопасности (中华人民共和国网络安全法), Закон о защите личной информации (中华人民共和国个人信息保护法) и Закон о безопасности данных (中华人民共和国数据安全法). В Европейском союзе действуют Закон о цифровых услугах [Regulation (EU) 2022/2065 of the European Parliament and of the Council of 19 October 2022 on a Single Market For Digital Services and amending Directive 2000/31/EC (Digital Services Act)] и Закон о цифровых рынках [Regulation (EU) 2022/1925 of the European Parliament and of the Council of 14 September 2022 on contestable and fair markets in the digital sector and amending Directives (EU) 2019/1937 and (EU) 2020/1828 (Digital Markets Act)] и т. д.
Контроль за электронной коммерцией осуществляют профильные либо специализированные (вновь созданные) государственные органы и иные правительственные организации. В частности, в США данные вопросы находятся в ведении Федеральной торговой комиссии (англ. Federal Trade Commission) и Совета по стандартам безопасности индустрии платёжных карт (англ. PCI Security Standards Council); в Австралии – Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей (англ. Australian Competition and Consumer Commission); в Европе – Европейской комиссии (англ. European Commission); в Китае – Министерства промышленности и информационных технологий (кит. 中华人民共和国工业和信息化部); в России – Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.