Государственная служба
Госуда́рственная слу́жба, профессиональная служебная деятельность граждан государства по обеспечению исполнения полномочий государства, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов государства, органов государственной власти субъектов государства, иных государственных органов субъектов государства, лиц, замещающих государственные должности.
Государственная служба выступает в качестве одного из элементов организации функционирования государственного аппарата. Такая организация направлена на реализацию стоящих перед государством целей и задач. Без государственной службы функционирование государственного аппарата невозможно, поскольку его работа проявляется в деятельности государственных служащих.
Кроме того, государственная служба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с государственной организацией служебной деятельности и практической реализацией компетенции государственных служащих. Бо́льшая часть правоотношений в сфере государственной службы регулируется нормами административного права, устанавливающими правовые основания, условия и порядок поступления на службу, способы замещения должностей, порядок прохождения службы, основания и порядок прекращения государственно-служебных отношений.
Во многих государствах нормативные основы организации государственной службы закреплены на конституционном уровне. Данные положения имеются в нормах Конституции США 1787 г., Конституции Италии 1947 г., Конституции Франции 1958 г., Основном законе Федеративной Республики Германия 1949 г., а также в конституциях иных государств.
В различных правовых системах государственная служба имеет свою специфику. Для стран континентальной системы права характерно чёткое правовое регулирование государственной службы; высокая степень централизации её правового регулирования; наличие сложной классификации должностей; элитарность государственной службы, которая при конкурсной системе отбора поддерживается за счёт «образовательной монополии» отдельных учебных заведений на подготовку государственных служащих. В свою очередь, страны англосаксонской правовой системы отличаются высокой степенью децентрализации системы государственной службы; применением открытой конкурсной системы отбора кадров на государственную службу.
На организацию института государственной службы также влияет государственное устройство: для государств с федеративным устройством характерно наличие 2-уровневой системы государственной службы. Однако имеются исключения. Так, в Федеративной Республике Германия государственная служба регулируется Основным законом ФРГ 1949 г., а вопросы её правового регулирования находятся в исключительном ведении федерации.
В Российской Федерации правовое регулирование государственной службы основано на множестве нормативных актов. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, закрепляющая принцип единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ, а также равный доступ граждан к государственной службе. Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон о системе государственной службы в РФ) определены организационные основы системы государственной службы, принципы её построения и функционирования. Федеральные законы от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе), от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также иные федеральные законы устанавливают особенности прохождения государственной службы различных видов и правовой статус государственных служащих. Кроме того, во всех субъектах РФ имеется своё законодательство, которым регламентируются вопросы государственной гражданской службы субъектов РФ, отнесённые к их компетенции.
В соответствии с Законом о системе государственной службы в РФ систему государственной службы в РФ составляют государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов (ст. 2). При этом военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы. На уровне субъектов РФ могут создаваться должности государственной гражданской службы, поскольку данный вид государственной службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ; вопросы государственной гражданской службы субъекта РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, вопросы её организации – в ведении субъекта РФ.
Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на соответствующих должностях. Особенностью государственной гражданской службы является её разграничение на федеральную и региональную. Кроме того, её могут осуществлять только граждане РФ. В свою очередь, военная служба – это всегда федеральная государственная служба, исполняемая гражданами РФ, а в отдельных предусмотренных законодательством случаях – иностранными гражданами. Государственная служба иных видов объединяет различные типы федеральной государственной службы, нормативно-правовое регулирование которых носит несистематизированный характер. Данный вид государственной службы осуществляется в органах государственной власти, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Институт государственной службы имеет социальную направленность и ориентирован на результативную деятельность по исполнению полномочий государства. Данные обстоятельства обусловливают необходимость повышения престижа государственной службы. К проблемам современного состояния государственной службы относится недостаточный уровень профессиональной подготовки государственных служащих и отсутствие у них опыта практического выполнения служебных обязанностей. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам профессионального развития государственных служащих позволит обеспечить соответствие уровня их компетенций потребностям профессиональной деятельности. Стимулирование квалифицированного и эффективного труда государственных служащих должно обеспечиваться установлением достойного уровня заработной платы.