Концессия (разновидность гражданско-правового договора)
Конце́ссия (от лат. concessio – предоставление, разрешение), в гражданском праве – договор, в соответствии с которым одна сторона – правообладатель – обязуется предоставить другой стороне – пользователю – на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь в свою очередь обязуется использовать указанные права с соблюдением ограничений, возложенных на него законом или договором, и уплачивать установленное вознаграждение.
Коммерческая концессия широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой под названием франчайзинг (франшиза), стороны договора именуются франчайзер (правообладатель) и франчайзи (пользователь).
Предметом договора коммерческой концессии, помимо поименованных в законе товарных знаков (знаков обслуживания), коммерческих обозначений и секретов производства (ноу-хау), могут быть связанные с ними объекты авторского и патентного права, результаты интеллектуальной деятельности, не охраняемые гражданским правом (фирменный стиль, логотип, эмблема и иные особенности, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, полезных моделей или промышленных образцов, бизнес-планы и бизнес-стратегии, не имеющие статуса секрета производства или коммерческой тайны и т. п.), деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя. Основным признаком, отличающим коммерческую концессию от остальных сделок по распоряжению интеллектуальными правами (в частности, от лицензионного договора), является наличие совокупности объектов, их взаимосвязь между собой, с предметом и целями предпринимательской деятельности обеих сторон.
Сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Договор коммерческой концессии может быть как бессрочным, так и срочным; в последнем случае по истечении срока надлежаще исполнявший свои обязанности пользователь имеет преимущественное право заключения договора на новый срок.
Условия договора могут касаться объёмов использования, территории и сферы предпринимательской деятельности, предполагать получение пользователем от правообладателя документации, необходимой информации, товаров, сырья, оборудования, элементов внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, услуг по консультированию, обучению и повышению квалификации сотрудников пользователя, контроль со стороны правообладателя за качеством производимых пользователем товаров, работ и услуг и т. п. Также договор может предусматривать возможность или обязанность субконцессии, запрет конкурировать с правообладателем на определённой территории, равно как и запрет правообладателю на выдачу аналогичных концессий потенциальным конкурентам пользователя, возможность правообладателя устанавливать цены и т. п. Правообладатель несёт перед потребителями субсидиарную ответственность по предъявляемым пользователю претензиям о несоответствии качества товаров, работ и услуг, производимых в рамках концессии.
Договор коммерческой концессии относится к фидуциарным сделкам: каждая из сторон может в одностороннем порядке отказаться от него. Также действие концессии зависит от действия исключительных прав на составляющие предмет концессии результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и их поддержания, а при изменении правообладателем коммерческого обозначения автоматически продолжает действовать в отношении нового, если пользователь не потребует расторжения договора, возмещения убытков или соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю. Прекращается договор концессии по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в связи с объявлением его стороны несостоятельной (банкротом).