Борхард Лео
Бо́рхард Ле́о, Лео Карл Отто Борхард (нем. Leo Karl Otto Borchard; Лев Львович Боргард) (31.3.1899, Москва – 23.8.1945, Берлин), немецкий дирижёр.
Жизненный и творческий путь
Учился в немецкой школе в Москве. Первые впечатления о музыке получил в семье – от матери Евгении и старшей сестры Маргариты. Игре на фортепиано начал обучаться с 7 лет (занятия были несистематическими), решающими для выбора музыкальной карьеры стали уроки игры на скрипке у И. В. Рывкинда (1884–1920). После Октябрьской революции 1917 г. семья переехала в курортное место Териоки (с 1918 на территории Финляндии, ныне г. Зеленогорск в составе Курортного района Санкт-Петербурга). В этот период Борхард осознал своё желание заниматься дирижированием, однако в Высшей школе музыки в Хельсинки не было возможности осваивать эту профессию.
В 1920 г. получил рекомендации от финских музыкантов (в том числе от Р. Каянуса) продолжать занятия в Германии и в том же году переехал на свою историческую родину. В Берлине учился у Э. Эрдмана, Г. Шерхена.
Дирижёрскую деятельность начал как ассистент О. Клемперера в Королевском оперном театре в Берлине (открыт в 1844 как «Кролль-опера»; Клемперер был музыкальным руководителем театра в 1927–1931). В 1930 г. стал преемником Г. Шерхена на посту руководителя Симфонического оркестра Восточно-Прусского радио, а в январе 1933 г. впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром, с которым в следующем сезоне (1934/1935) сделал несколько записей на пластинки. В 1935 г. нацистские власти признали Борхарда политически неблагонадёжным, и его дирижёрская карьера приостановилась. Практически лишённый возможности выступать, он давал частные уроки у себя дома, поддерживал связи с другими музыкантами. Среди его ближайших друзей – композиторы Г. фон Эйнем и Б. Блахер; для последнего Борхард написал либретто оратории «Великий инквизитор» по Ф. М. Достоевскому (1942; впервые исполнена в 1947).
В годы Второй мировой войны Борхард вместе со своей гражданской женой, журналисткой и писательницей Рут Андреас-Фридрих (1901–1977), активно участвовал в берлинском движении Сопротивления (действовал под псевдонимом Краснов); в 1938–1945 гг. вокруг них сложилась группа сопротивления, которая оказывала помощь пострадавшим от нацистского режима (по окончании войны группа стала известна под названием «Дядя Эмиль»).
26 мая 1945 г., менее чем через 3 недели после безоговорочной капитуляции Германии, Борхард дирижировал Берлинским филармоническим оркестром в зале кинотеатра «Титания-Паласт» (зал Берлинской филармонии в то время был разрушен). Это был первый послевоенный концерт оркестра (см.: Берлинский филармонический оркестр весной 1945); программа включала увертюру «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона (композитора, при нацистском режиме запрещённого к исполнению из-за еврейского происхождения), Концерт № 5 для скрипки с оркестром В. А. Моцарта и Симфонию № 4 П. И. Чайковского.
Через неделю после этого концерта решением Берлинского магистрата и при поддержке первого советского коменданта Берлина, генерал-полковника Н. Э. Берзарина, Борхард был назначен временным руководителем Берлинского филармонического оркестра (замещал В. Фуртвенглера, который с января 1945 находился в Швейцарии). При назначении Борхарда на эту должность, помимо его дирижёрской одарённости и профессиональной компетентности, большую роль сыграли его антинацистские взгляды и хорошее знание русского языка. Тогда же, в июне 1945 г., Берлинский филармонический оркестр под его руководством осуществил несколько записей на пластинки; среди них – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского и симфоническая поэма «Стенька Разин» А. К. Глазунова.
Всего в качестве руководителя Берлинского филармонического оркестра Борхард успел дать 22 концерта, вплоть до своей трагической гибели 23 августа 1945 г. В тот день он вместе с Р. Андреас-Фридрих был в гостях у британского полковника, любителя музыки Т. Крейтона, который предложил после ужина отвезти их домой на своём автомобиле. При въезде в американский сектор Берлина англичанин неверно понял жест американского часового, приказавшего остановиться. Видя неподчинение приказу, часовой открыл огонь по машине, смертельно ранив Борхарда (его спутница и водитель не пострадали).
Следующий концерт Берлинского филармонического оркестра, назначенный на 29 августа, провёл экстренно вызванный на замену С. Челибидаке, вскоре ставший преемником Борхарда на должности временного заместителя.
Аудиозаписи
Немногочисленные аудиозаписи 1-й половины 1930-х гг. изданы на CD «Leo Borchard: The Telefunken Recordings 1933–35» (лейбл Testament, 2016): фрагменты из 2 оркестровых сюит «Пер Гюнт» Э. Грига, из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и из балетов «Коппелия» и «Сильвия» Л. Делиба; запись фрагмента из оперы «Валькирия» Р. Вагнера («Прощание Вотана и заклинание огня») с Берлинским филармоническим оркестром вошла в CD «Legendary Wagner Singers of the 1930s – Telefunken Legacy» (лейбл Warner Classics, 2006).
Из послевоенного периода сохранились аудиозаписи произведений «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, «Стенька Разин» А. К. Глазунова, увертюра к опере «Оберон» К. М. фон Вебера (все – июнь 1945).
Память
В 1988 г. на доме 6 по улице Хюненштайг в берлинском районе Штеглиц, где жили Л. Борхард и Р. Андреас-Фридрих и действовала группа сопротивления «Дядя Эмиль», установлена мемориальная доска; в 2021 г. в честь группы назван расположенный в этом же районе парк (Onkel-Emil-Park).
В 1990 г. имя Борхарда присвоено муниципальной музыкальной школе района Штеглиц.