Изаи Эжен
Изаи́ Эже́н, Эжен Огюст Изаи (Eugène Auguste Ysaÿe) (16.7.1858, Льеж – 12.5.1931, Брюссель), бельгийский скрипач, композитор, дирижёр, педагог.
Игре на скрипке учился с 4 лет у отца, скрипача и театрального дирижёра Николя-Жозефа Изаи, с 7 лет – в Льежской консерватории у Д. Хейнберга, затем у Р. Массара, с 1875 г. – в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876–1879 гг. – в Париже у А. Вьётана. Творческая индивидуальность Э. Изаи сформировалась, по его собственным словам, под влиянием А. Г. Рубинштейна, с которым он совершил концертную поездку по Норвегии и Швеции (1882). В 1882–1912 гг. Изаи почти ежегодно гастролировал в России. Дружеские и творческие отношения связывали его со многими русскими музыкантами (у Изаи учились М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. М. Мильштейн и др.). В 1886 г. Изаи сблизился с французскими композиторами (в том числе С. Франком, Э. Шоссоном, К. Дебюсси), стал пропагандировать их творчество. С 1886 г. профессор Брюссельской консерватории, в том же году основал струнный квартет, с 1895 г. дирижировал организованными им «Концертами Изаи». В 1918–1922 гг. руководил симфоническим оркестром в Цинциннати (США). Как скрипач выступал до 1928 г. Разработанные им проекты Международного музыкального фонда, международных конкурсов были осуществлены лишь после его смерти (в 1937 в Брюсселе состоялся 1-й международный конкурс скрипачей имени Изаи, в 1938 – 1-й международный конкурс пианистов; с 1951 Конкурс королевы Елизаветы).
Игра Э. Изаи – одного из крупнейших скрипачей романтического направления – отличалась экспрессией, блестящей техникой, яркостью музыкальных образов. Был выдающимся ансамблистом. Для Изаи написаны Поэма для скрипки с оркестром и Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Э. Шоссона, Соната для скрипки и фортепиано С. Франка, Струнный квартет К. Дебюсси и др. Сочинения Изаи для скрипки выдержаны в позднеромантической стилистике, большая часть их написана в свободной «поэмной» форме, например «Зимняя сказка», «Экстаз», «Элегическая поэма», 6 сонат для скрипки соло (1924), в том числе одночастные 3-я («Соната-баллада») и 6-я; в 3-й использованы четвертитоны. Творческие принципы Изаи были развиты Ф. Крейслером; его учениками считали себя также Ж. Тибо, Дж. Энеску. Изаи принадлежит ряд транскрипций, редакций классических произведений, каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Автор оперы «Шахтёр Пьер» (1931, Льеж).
Сохранилось 10 аудиозаписей Э. Изаи (запись 1912, совместно с пианистом К. Декрёзом), изданы на лейбле Delta (1963).