Сибелиус Ян
Сибе́лиус Ян (Жан Сибелиус, Jean Sibelius; Юхан Юлиус Кристиан Сибелиус, Johan Julius Christian Sibelius) (8.12.1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, ныне область Канта-Хяме – 20.9.1957, Ярвенпяа в составе Туусулы, ныне г. Ярвенпяа, область Уусимаа), финский композитор и дирижёр.
Биография
Из шведоязычной семьи, сын врача Кристиана Густава Сибелиуса (1821–1868) и Марии Шарлотты (урождённой Борг; 1841–1897) – дочери пастора. Воспитывался матерью и бабушкой, с детства играл на фортепиано и делал попытки сочинять. С 1876 г. учился в финском лицее в Хямеэнлинне, в 14 лет начал серьёзно заниматься скрипкой (играл на скрипке работы Я. Штайнера, переданной ему дядей, музыкантом-любителем), музицировал в составе трио с братом и сестрой.
С 1885 г. жил в Хельсинки, до 1889 г. учился в Музыкальном институте игре на скрипке (у Митрофана Васильева, предположительно выпускника Московской консерватории, и венгерского скрипача Германа Чиллага), теории музыки и композиции (у М. Вегелиуса), одновременно изучал право в Императорском Александровском университете. В 1888 г. в Хельсинки познакомился с Ф. Бузони, который способствовал его развитию как музыканта. Важную роль в формировании художественной личности Сибелиуса сыграло сближение с композитором и дирижёром Р. Каянусом, пианистом и писателем А. Паулем, писателем Ю. Ахо, а также с семьёй генерала российской армии А. Г. Ярнефельта, «аристократической по происхождению и демократической по духу» (Тавастшерна. 1981. С. 40). Младшими членами семьи Ярнефельт были братья – композитор и дирижёр Армас, художник Ээро, писатель-толстовец Арвид и их сестра Айно, с 1892 г. жена Сибелиуса. Под их влиянием Сибелиус увлёкся финским языком и культурой.
В 1889–1891 гг. учился по музыкально-теоретическим предметам и композиции у А. Беккера в Берлине, Р. Фукса и К. Гольдмарка в Вене. Услышав в 1890 г. в Берлине симфонию Р. Каянуса «Айно», Сибелиус оценил возможность сочинения музыки на стихи «Калевалы», записанные и обработанные Э. Лённротом. Непосредственные впечатления о карело-финских рунических песнях он вынес из поездки в Порво (1891), где услышал сказительницу Параске Ларин, и из летнего путешествия в Карелию (1892).
В ноябре 1891 г. Сибелиус дебютировал как дирижёр в Хельсинки с исполнением собственных сочинений (Увертюра и Балетная сцена). С 1892 г. преподавал в Музыкальном институте (среди учеников – Л. Мадетоя) и Оркестровой школе Филармонического общества. В 1890-х гг. входил в артистический кружок «Симпозиум» (вместе с художником А. Галлен-Каллелой, Р. Каянусом и др.). В 1892 г. в Хельсинки на волне патриотического подъёма с огромным успехом была исполнена на финском языке его симфония для оркестра, хора и солистов «Куллерво» («Kullervo», op. 7; под управлением автора, с участием певицы А. Акте) – первое в истории музыки значительное сочинение на сюжет из «Калевалы». Замысел оперы «Постройка лодки» (на сюжет из «Калевалы») Сибелиус оставил, находясь под сильнейшим впечатлением от опер Р. Вагнера, услышанных в Байройте и Мюнхене (1894); наброски оперы вошли в 4-частную оркестровую сюиту «Лемминкяйнен» (фин. «Lemminkäis-sarja», по мотивам эпоса «Калевала», 1895), в том числе вступление к опере стало основой пьесы «Туонельский лебедь» (фин. «Tuonelan joutsen»; сюита исполнена в Хельсинки в 1896 под управлением автора).
В 1895 г. Ф. Бузони, приехавший в Хельсинки с концертами, порекомендовал Сибелиусу отослать ноты русскому меценату и издателю М. П. Беляеву: «Все свое состояние он тратит на выплату гонораров, выпуск роскошных изданий, распространение нот и продвижение своих подопечных – и все это без малейшей личной выгоды… И вот я подумал, что финнов в таких делах тоже следует считать русскими. Об этом я и сказал Глазунову… Он обещал поговорить с Беляевым и сдержал слово» (цит. по: Тавастшерна. С. 151–152). Сибелиус отправил в Санкт-Петербург три партитуры, «но Беляева, как видно, не очень увлекала мысль о том, чтобы считать русских и финнов некими родственниками, а может быть, ему просто не понравилась музыка. Так или иначе, но произведения Сибелиуса Беляевым опубликованы не были» (Тавастшерна. С. 152). В дальнейшем Сибелиуса и А. К. Глазунова связывали дружеские отношения.
На рубеже веков имя Сибелиуса стало известно за пределами Финляндии. Части из сюиты «Лемминкяйнен», Симфония № 1 (премьера – 1899, Хельсинки, под управлением автора) и симфоническая поэма «Финляндия» («Finlandia»; первоначально «Исторические сцены», 1899; переработано под новым названием в 1900, премьера – в том же году, Хельсинки, под управлением Р. Каянуса) составили основу концертной программы Филармонического оркестра Хельсинки под руководством Каянуса на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1902 г. Сибелиус впервые продирижировал в Хельсинки Симфонией № 2.
В 1904 г. Сибелиус с женой поселились в Ярвенпяа на вилле «Айнола» (название по имени Айно) на берегу озера Туусуланъярви на юге Финляндии. Здесь композитор жил более 50 лет, выезжая на гастроли и авторские концерты. В 1905 г. в Берлине состоялась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром (2-я редакция, солист К. Галирж, Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Р. Штраус) – одного из самых значительных концертов скрипичного репертуара. Под управлением Сибелиуса прошли премьеры симфонической фантазии «Дочь Похъолы» (фин. «Pohjolan tytär» – «дочь Севера», по мотивам «Калевалы», 1906, Санкт-Петербург, оркестр Мариинского театра), симфонических поэм «Дриада» (швед. «Dryaden»; 1910, Кристиания, ныне Осло) и «Бард» (швед. «Barden»; 1913, Хельсинки), симфоний № 3 (1907), № 4 (1911), № 5 (1915; все – в Хельсинки). С 1905 г. неоднократно выступал в Великобритании, в начале 1910-х гг. посетил с концертами Норвегию, Швецию, Данию, Германию, латвийские земли в составе Российской империи. В 1914 г. с большим успехом дирижировал написанной по заказу симфонической поэмой «Океаниды» (фин. «Aallottaret») на фестивале в Норфолке (штат Коннектикут, США), в начале 1920-х гг. активно гастролировал за рубежом (Великобритания, Италия, Скандинавия).
В 1923 г. в Хельсинки состоялся последний концерт Сибелиуса-дирижёра на родине (премьера Симфонии № 6), а в 1924 в Стокгольме – последний концерт в его дирижёрской карьере (премьера Симфонии № 7). В 1926 г. по заказу Нью-Йоркского симфонического общества Сибелиус написал симфоническую поэму «Тапиола» (фин. «Tapiola» – «царство Тапио», от имени лесного духа, по мотивам «Калевалы»; премьера состоялась в 1926, дирижёр В. Дамрош), по заказу Королевского театра в Копенгагене – музыку к драме У. Шекспира «Буря». Последние опубликованные сочинения – Три пьесы для скрипки и фортепиано op. 116 (1929).
Творчество
Сибелиус – один из крупнейших представителей мировой симфонической музыки, самый известный и авторитетный финский композитор. Его творчество развивалось главным образом в русле позднего романтизма, при этом стилистика некоторых сочинений отразила веяния импрессионизма и отчасти модернизма. В области программной музыки с середины 1890-х гг. Сибелиус опирался на жанр симфонической поэмы, который обогатил возможностями поздне- и постромантического оркестра, трактованного им в оригинальном «северном» варианте (холодноватые тембры духовых инструментов, пристрастие к низким регистрам и др.).
Жанр симфонии, в котором Сибелиус работал на протяжении 25 лет (1898–1924), претерпел значительную эволюцию: от романтической симфонии в духе П. И. Чайковского (№ 1), через поворот к классическому стилю (№ 2; написана после посещения композитором Италии в 1901), а затем к модернизму (остро диссонантная Симфония № 4), к трём последним симфониям, в каждой из которых по-своему решена проблема обновления симфонического жанра. Симфонии № 5 (ныне исполняется в 3-й редакции, 1919), № 6 и № 7 (одночастная) и симфоническая поэма «Тапиола» соединяют в себе романтическое состояние духа и блестящее зрелое мастерство их создателя.
Среди других сочинений: музыка к балету («трагической пантомиме») «Скарамуш» («Scaramouche», по мотивам одноимённой пантомимы П. Кнудсена, 1913; впервые на сцене – 1922, Королевский датский балет, Копенгаген, хореограф Э. Вальбом); симфонические поэмы – «Сага» (швед. «En saga», 1892, премьера – 1893, Хельсинки, дирижёр автор; окончательная редакция – 1902, Хельсинки, дирижёр Р. Каянус), «Ночная скачка и восход солнца» (фин. «Öinen ratsastus ja auringonnousu», 1908, первое исполнение – 1909, Санкт-Петербург, дирижёр А. И. Зилоти); «Грустный вальс» («Valse triste») из музыки к драме Арвида Ярнефельта «Смерть» («Kuolema»; 1903); оркестровые сюиты – из музыки к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1905), из музыки к сказочной пьесе А. Стриндберга «Белый, как лебедь» («Svanevit»; 1909); струнный квартет «Voces intimae» (1909, первое исполнение – 1910); около 100 романсов и песен, большей частью на шведские тексты, наиболее известны «Чёрные розы» («Svarta rosor», на слова Э. Юсефсона, из 6 песен op. 36), «Возвратилась девушка с прогулки» («Flickan kom ifrån sin älsklings möte», на слова Й. Л. Рунеберга, из 5 песен op. 37).
Аудиозаписи
Первая (концертная) запись Симфонии № 7 Сибелиуса была сделана в 1933 г. С. А. Кусевицким. Запись всех семи симфоний осуществили Дж. Барбиролли, П. Берглунд, Л. Бернстайн, К. Дейвис, К. Зандерлинг, О. Каму, Л. Маазель, Г. Н. Рождественский, С. Реттл, Л. Сегерстам, Н. Ярви, П. Ярви и другие дирижёры с мировым именем.
Посмертная слава
Концерт для скрипки с оркестром поныне сохраняет статус одного из самых репертуарных, в том числе входит в число скрипичных концертов, предназначенных к исполнению на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского; в 1970 г. с этим концертом Г. Кремер стал лауреатом 1-й премии конкурса. Концерт традиционно исполняется во 2-й авторской редакции, в первоначальном варианте его играет Л. Кавакос. В Хельсинки проводится Международный конкурс скрипачей имени Яна Сибелиуса.
Ежегодно с 2011 г. 8 декабря в Финляндии отмечают официальный праздник – День Яна Сибелиуса и финской музыки. Фестиваль Яна Сибелиуса ежегодно с 2000 г. проходит в августе – сентябре в Сибелиус-холле в Лахти. Имя Сибелиуса присвоено, кроме того, Академии музыки в Хельсинки – крупнейшему музыкальному вузу страны, Музею музыки в Турку (в 1949). В Хельсинки в Парке Сибелиуса (район Така-Тёолё) установлен посвящённый ему памятник работы Э. Хильтунен (1967). В Хямеэнлинне находятся Дом-музей (открыт в 1965) и памятник Сибелиусу, в его честь названы улица и парк. Мемориальный музей открыт в Ярвенпяа (1974).
Жизни композитора посвящён финский фильм «Сибелиус» (2003, режиссёр Т. Койвусало, в заглавной роли – М. Суосало).