Брукнер Антон
Бру́кнер Анто́н (Anton Bruckner) (4.9.1824, Ансфельден, близ Линца – 11.10.1896, Вена; похоронен в монастыре Святого Флориана близ Линца), австрийский композитор, органист, теоретик, педагог.
Сын сельского учителя. Первые музыкальные навыки приобрёл под руководством отца. С 1837 г. пел в хоре, обучался игре на органе и скрипке в монастыре Святого Флориана. В 1841–1845 гг. помощник сельского учителя; в эти годы создал первые сочинения. В 1845–1855 гг. школьный учитель, с 1848 г. также органист в монастыре Святого Флориана. С 1855 г. органист в Линцском соборе (ныне Старый собор). В 1855–1861 гг. прошёл (заочно) курс гармонии и контрапункта у С. Зехтера, в 1861–1863 гг. занимался формой и инструментовкой у дирижёра оперного театра в Линце О. Кицлера, под влиянием которого начал изучать оперы Р. Вагнера (впервые встретился с Вагнером в 1865 в Мюнхене). В 1864 г. А. Брукнер окончил Мессу № 1 d-moll – первое зрелое сочинение (исполнена в том же году в Линцском соборе), в 1866 г. – 1-ю симфонию (c-moll, исполнена в 1868 в Линце под управлением автора).
С 1868 г. жил в Вене, преподавал гармонию, контрапункт и игру на органе в консерватории Общества друзей музыки. С 1875 г. доцент Венского университета (гармония и контрапункт). Среди учеников: Ф. Лёве, Ф. Мотль, Ф. Шальк, Г. Шенкер; лекции А. Брукнера посещал Г. Малер. С 1878 г. органист Придворной капеллы. Выдающийся органист-импровизатор, Брукнер с успехом гастролировал во Франции (1869, играл в том числе в парижском соборе Нотр-Дам) и Великобритании (1871; участвовал в открытии Альберт-холла в Лондоне).
Музыка А. Брукнера в течение долгого времени мало исполнялась, встречала непонимание публики и резкое неприятие критики (во главе с Э. Гансликом). Лишь после премьеры Симфонии № 7 в 1884 г. в Лейпциге, которую с успехом провёл А. Никиш, Брукнер приобрёл известность и как композитор, его симфонии вошли в репертуар дирижёров Х. Рихтера, Малера, Никиша, Ф. Вейнгартнера.
Основная часть наследия – симфоническая и духовная музыка. Наряду с И. Брамсом и Г. Малером А. Брукнер – крупнейший австро-немецкий симфонист 2-й половины 19 в. Его композиторский стиль формировался под влиянием различных традиций австро-немецкой музыки. В течение многих лет Брукнер занимался почти исключительно церковной музыкой (создал 3 «большие» мессы, Магнификат, Реквием, ряд мотетов и другие сочинения на духовные тексты) и только в 40 лет обратился к инструментальным жанрам, сосредоточившись на симфонии (единственное известное камерное произведение – струнный квинтет F-dur, 1879). Он опирался на тип 4-частной симфонии бетховенского образца, прежде всего на Симфонию № 9 Л. ван Бетховена, ставшую для Брукнера своего рода творческой моделью; программность, типичная для многих романтиков 19 в., была ему чужда. Одновременно в тематизме и формообразовании его симфоний обнаруживается влияние барочной традиции. Придавая большое значение теоретическому знанию, Брукнер в совершенстве овладел техникой композиции, в том числе полифонической; его контрапунктическое мастерство наиболее наглядно проявилось в Симфонии № 5 B-dur (1877).
А. Брукнер нередко придавал оркестру органную звучность, используя при инструментовке симфоний характерные для органа типы фактуры, принципы распределения тембров. Его глубокая и восторженная религиозность («Te Deum», 1884, написан «во славу Божию» – «Ad maiorem Dei gloriam»; Симфония № 9 посвящена «любимому Богу») нашла выражение в мистической созерцательности медленных частей и в экстатических кульминациях его симфоний; она проявилась и в частом обращении к григорианскому хоралу.
А. Брукнер глубоко почитал Р. Вагнера, преклонялся перед его музыкой (при этом музыкально-эстетические идеи Вагнера он не разделял), посвятил ему Симфонию № 3 (d-moll, 1873), под впечатлением его смерти написал медленную часть Симфонии № 7 – одно из лучших своих сочинений. Влияние музыкального языка Вагнера отмечается в гармонии и оркестровке (в частности, в использовании т. н. вагнеровских туб). Вагнер, в свою очередь, высоко ценил Брукнера и высказывался о нём как о крупнейшем симфонисте после Бетховена.
Большие масштабы частей, тяготение к массивному и мощному оркестру, протяжённое и неспешное развёртывание («божественные длинноты») – проявление эпических черт в его стиле. В каждой симфонии А. Брукнер следовал раз и навсегда избранной модели, утверждающей идеал гармонии как итог длительной, по-бетховенски напряжённой инструментальной драмы. Обострением трагических конфликтов, интенсивным развитием отмечены 3 последние симфонии: № 7 (E-dur, 1883), № 8 (c-moll, 1887, 2-я редакция 1890, исполнена в 1892 под управлением Х. Рихтера) и № 9 (d-moll, не окончена, впервые исполнена в редакции Ф. Лёве в 1903).
Стремление композитора сделать свои сочинения более доступными для публики привело к тому, что бо́льшая их часть имеет несколько редакций, существенно отличающихся друг от друга. Друзья и ученики А. Брукнера также вносили изменения в партитуры (часто без согласия автора), предназначавшиеся для исполнения и печати. Вследствие такого вмешательства музыка Брукнера многие годы представала перед публикой в изменённом виде. Подлинные партитуры Брукнера впервые опубликованы в 1930–1940-х гг. и вошли в Собрание сочинений.
В 1928 г. в Вене образовано Международное общество А. Брукнера. В Линце с 1974 г. регулярно проводится фестиваль, посвящённый его музыке.
Среди многих современных аудиозаписей музыки Брукнера выделяются полные комплекты его симфоний под управлением дирижёров Г. Ванда, О. Йохума (дважды), Г. фон Караяна, Г. Н. Рождественского, К. Аббадо, Б. Хайтинка, С. Челибидаке, Э. Инбала, Г. Тинтнера, С. Скровачевского, Г. Шолти.