Берлинский филармонический оркестр весной 1945 года
Берлинский филармонический оркестр весной 1945 года. Кульминацией драматических событий военных лет для Берлинского филармонического оркестра стали первые месяцы 1945 г. Музыкальный руководитель оркестра В. Фуртвенглер ощущал растущее давление нацистских властей. Между ним и рейхсминистром военной промышленности А. Шпеером состоялся разговор, описанный последним в воспоминаниях (Шпеер А. Третий рейх изнутри. Москва, 2005. С. 582):
Дирижер Вильгельм Фуртвенглер пригласил меня в свой кабинет и с обезоруживающей наивностью напрямик спросил, остались ли у нас какие-нибудь шансы на победу в войне. Когда я ответил, что поражение неминуемо, Фуртвенглер согласно кивнул; он и сам пришел к такому же заключению. Великому дирижеру явно угрожала опасность: ни Борман, ни Геббельс, ни Гиммлер не забыли его откровенных высказываний и защиты внесенного в черный список композитора Хиндемита. Я посоветовал Фуртвенглеру не возвращаться из предстоящего концертного турне по Швейцарии. «Но что станется с моим оркестром? – воскликнул он. – Ведь я отвечаю за него». Я пообещал позаботиться о музыкантах.
В. Фуртвенглер из турне не вернулся, и оркестром Берлинской филармонии стал дирижировать Р. Хегер.
А. Шпеер действительно приложил немало усилий для того, чтобы не дать музыкантам Берлинского филармонического оркестра (почитателем которого он был) погибнуть в неизбежной финальной схватке. Рейхсканцлер П. Й. Геббельс, отвечавший за оборону Берлина, приказал, чтобы оркестр в полном составе был призван в фольксштурм (народное ополчение Третьего рейха), ответственный за защиту обречённого города. Шпеер «позвонил Геббельсу и изложил мотивы, по которым не следует пополнять музыкантами ряды фольксштурма. На что министр пропаганды резко ответил: "Только благодаря мне этот оркестр достиг таких высот. Моя инициатива и мои деньги сделали его одним из лучших оркестров в мире. Те, кто придет после нас, не имеют на него никаких прав. Оркестр погибнет вместе с нами"» (Шпеер А. Третий рейх изнутри. С. 582).
Для спасения оркестра нужно было действовать тайно. А. Шпеер отдал своему офицеру связи Манфреду фон Позеру приказ объехать берлинские военкоматы и уничтожить все документы о призыве музыкантов. Тем временем были назначены несколько концертов оркестра Берлинской филармонии. Шпеер предупредил своих друзей о том, что включение в программу Симфонии № 4 «Романтической» А. Брукнера будет для музыкантов оркестра сигналом к бегству (Шпеер А. Третий рейх изнутри. С. 582).
Прощальный концерт состоялся ранним вечером 12 апреля 1945 года. Зал филармонии не отапливался, и зрители кутались в верхнюю одежду. Обычно в этот час электроэнергия не подавалась, но, в порядке исключения, я распорядился электричество не отключать, и, к изумлению берлинцев, зал был ярко освещен. Вначале по моей просьбе оркестр сыграл финальную арию Брунгильды и финал «Гибели богов» – весьма патетический и в то же время печальный выбор, символизировавший гибель рейха. После концерта для скрипки с оркестром Бетховена была исполнена симфония Брукнера, которую я особенно любил за поразительную красоту финала, напоминавшего совершенное архитектурное творение. Я не знал тогда, что не скоро еще мне доведется побывать на симфоническом концерте.
Об этом же концерте писал присутствовавший на нём адъютант Гитлера Н. фон Белов (Below N. von. Als Hitlers Adjutant, 1937–45. Mainz, 1980. S. 409):
Вместе со Шпеером и гросс-адмиралом Дёницем я слушал финал из «Гибели богов» Рихарда Вагнера, Концерт для скрипки Бетховена и брукнеровскую Восьмую симфонию [ошибка фон Белова. – А. Д.]. Потом мы пошли вместе – тихие, глубоко впечатлённые, через полностью разрушенную Потсдамскую площадь до рейхсканцелярии.
12 апреля 1945 г. зал филармонии был заполнен до отказа. Примечательно, что на выходе зрителям предлагались капсулы с ядом. Анна-Мария Кемпф, личный секретарь А. Шпеера, отметила: «Шпеер был просто в ужасе. Мы так и не узнали, кто это организовал, но, несомненно, это был кто-то из партии. Корзины [с капсулами] держали дети в форме гитлерюгенда» (цит. по: Sereny G. Albert Speer: his battle with truth. London, 1995. P. 507).
А. Шпеер предполагал, что после концерта автобус заберёт музыкантов и отвезёт их в Кульмбах (уже находившийся под контролем наступавших американцев), куда незадолго до того были эвакуированы наиболее ценные инструменты и ноты. Однако этому не суждено было осуществиться – оркестранты единодушно отказались покидать свой город. В итоге предложением Шпеера воспользовался лишь скрипач Г. Ташнер, который взял с собой жену, двоих детей и дочь скрипача Г. Дибурца. Прочие же музыканты остались в городе, чтобы разделить судьбу своих сограждан и слушателей (см.: Ryan C. The last battle. New York, 1966. P. 387).
Первый концерт Берлинского филармонического оркестра после окончания войны состоялся 26 мая 1945 г. под управлением Л. Борхарда.
В 2007 г., к 125-летию коллектива, вышел документальный фильм «Рейхсоркестр» («Das Reichsorchester – Die Berliner Philharmoniker und der Nationalsozialismus», режиссёр Э. Санчес Ланш), рассказывающий о его истории в 1933–1945 гг.