Журналистика
Журнали́стика, профессиональная творческая деятельность по сбору, анализу, созданию, редактированию и периодическому распространению актуальной общественно значимой информации среди массовой аудитории через каналы массовой (печать, радио, телевидение) и медиакоммуникации (Интернет, социальные сети, мессенджеры и т. п.). Информация, создаваемая и распространяемая журналистами, формирует у аудитории представления о социальной действительности во всём её многообразии, о жизни общества в различных (социально-политических, экономических, культурных, повседневных) аспектах. Журналистика является одной из ключевых сфер профессиональной деятельности, оказывающей значительное влияние на общественное мнение, массовые настроения, мировоззрение, ценностные ориентиры социума в целом или его части.
История и современное положение журналистики
Деятельность по сбору и распространению информации фиксируется уже в древности. Сообщения относительно регулярно передавались различными способами: в устной форме – выступления ораторов или объявления глашатаев в Древней Греции, в письменной форме – на папирусах с новостями в Древнем Египте, на досках объявлений, которые вывешивались в публичных местах Древнего Рима.
Фрагмент Acta Diurna. Музей римской цивилизации, Рим.Предшественниками газет стали рукописные сводки новостей, одним из ранних примеров которых служат древнеримские таблички Acta Diurna (59 до н. э. – 222 н. э.), где освещались события повседневной жизни. Их выставляли в людных местах, например на Римском форуме. Во времена династии Тан в Китае для государственных чиновников выпускали придворный циркуляр – бао (отчёт). Меняя форматы и названия, этот тип издания существовал практически до конца правления династии Цин в 1912 г. Первые сведения о печатных станках с применением наборного шрифта, использовавшихся в Китае, относятся к 11 в.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости». 1728. № 1. Титульный лист.Становлению журналистики как профессиональной деятельности способствовало развитие печатных технологий. С 15 в. в истории человечества начинается эра книгопечатания, после того как в 1440 г. в г. Майнц (Германия) И. Гутенберг изобрёл печатный станок с подвижными литерами. Технический прогресс в странах Западной Европы сформировал запрос на доступную общественно значимую информацию, ответом на который стало появление периодической прессы и журналистики как ключевых средств массовой коммуникации в период становления индустриального общества на рубеже 16–17 вв. Это было связано не только с изобретением печатного станка, но и с последствиями Реформации и таких социальных процессов, как развитие международной торговли, начавшаяся урбанизация, повышение уровня грамотности, вовлечение большого количества людей в избирательные процессы и политическую жизнь общества.
В Россию книгопечатание пришло благодаря Ивану Фёдорову, который в 1564 г. вместе с Петром Мстиславцем выпустил первое издание на русском языке – богослужебную книгу «Апостол». В середине 17 в. для царя Алексея Михайловича начали создавать обзоры иностранной прессы, которые называли «курантами». Эти обзоры можно считать прообразом первой печатной газеты «Ведомости», которая издавалась типографским способом церковнославянским шрифтом по указу Петра I от 16(27) декабря 1702 г. и при личном участии царя. Первый из дошедших до настоящего времени экземпляров «Ведомостей» датирован 2(13) января 1703 г. С 1710 г. часть тиража «Ведомостей» стала печататься гражданским шрифтом, что сделало газету важным светским институтом.
В странах Западной Европы газеты с 18 в. начали действовать как коммерческие предприятия, получавшие доход не только от своих читателей, но и от размещения рекламы. Спрос на газеты рос высокими темпами в эпоху промышленной революции, что привело к увеличению ежедневных тиражей на порядки – с тысяч до сотен тысяч экземпляров, а затем и до миллионов. Активно развивались журналы, в которых публиковались общественно значимые статьи о текущих событиях и материалы развлекательного характера. В России становление журналов приходится на 1-ю треть 18 в.: в 1728 г. вышел в свет журнал «Примечания» (полное название – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях»). Журнал выпускался в качестве приложения к газете «Санкт-Петербургские ведомости», пришедшей на смену петровским «Ведомостям». В нём начал свою творческую работу М. В. Ломоносов, выступавший автором статей, од и переводов (Есин. 2002. С. 7–9).
Изобретение телеграфа, фотографии, радио в 19 в. и телевидения в 20 в. ускорило темпы и оперативность профессиональной журналистской деятельности и породило целый спектр новых форматов, рассчитанных на массовую аудиторию. С ростом числа потребителей появились новые виды журналистики (агентская, радийная, телевизионная) и новые каналы её распространения, медиумы. В конце 20 в. журналистская продукция стала распространяться посредством спутников, телекоммуникационных сетей, Интернета.
На современном этапе развития журналистика сталкивается с многочисленными и разнообразными последствиями цифровизации: простотой и относительно невысокой стоимостью медиатехнологий, появлением многоканальной цифровой среды, растущим многообразием цифрового контента, сегментацией аудитории, размыванием границ профессиональной деятельности, конкуренцией со стороны смежных видов творческой активности по созданию текстов общественно-политического характера. Одним из следствий этих процессов становится депрофессионализация журналистики – приход в профессию любителей, выполнение ряда журналистских функций новыми субъектами медиасреды, часто не имеющими профильного образования и не разделяющими этические принципы журналистики. Возникает новый вид журналистики – пользовательская (также называемая любительской, гражданской), её новые типы – блогерство, инфлюенсерство, форматы – блоги (в том числе видеоблоги – влоги), подкасты.
Особую роль в актуальном развитии профессии начинают играть социальные медиа – интерактивная цифровая полисубъектная среда, создаваемая, с одной стороны, медиатехнологиями и цифровыми платформами, с другой – пользователями, участвующими в процессе создания, обмена и распространения услуг и мультимедийного контента. Социальные медиа не отменяют существования традиционной журналистики, которая продолжает активно развиваться в цифровой среде, адаптируя к ней свои профессиональные инструменты, стандарты и этику. Пользователи всё чаще создают собственную повестку дня, используя в качестве источников новостей социальные медиа, которые дополняют информационную картину мира и сухими, некомментируемыми новостями, и острыми персонифицированными комментариями, и ангажированными дискуссиями. В социальных медиа широко представлены публицистика и журналистика мнений.
Журналисты за работой. 1990-е гг.Бурное развитие пользовательских блогов отчасти вызвано пробелами в деятельности профессиональных редакций. Благодаря технологичности новых медиа многие любительские блоги конкурируют с авторскими документальными фильмами и профессионально сделанными сайтами, выступая альтернативой не только печатным, но и аудиовизуальным СМИ (Отечественная теория медиа … 2019). В цифровой среде наблюдается возрождение традиций поляризованной «партийной» журналистики, представляющей в публичном поле позиции разнородных политических сил.
Журналистика и смежные понятия
Термин «журналистика» происходит от французского journal – дневник, газета – и соответствует немецкому Journalistik (журналистика как научная дисциплина) или Journalismus (род деятельности или сфера занятости), а также английскому journalism. В русский язык термин, предположительно, вошёл благодаря М. В. Ломоносову, который в статье «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» (1755) не только констатировал появление отдельного класса авторов, зарабатывающих публикацией своих материалов в журналах (термин «журнал» в русском языке уже существовал, хотя и не устоялся как обозначение периодического издания), но и называет таких авторов «журналистами».
Термин «журналистика» использовал издатель Н. А. Полевой, назвав этим словом рубрику обозрений в журнале «Московский телеграф» в 1825 г., после чего понятие стало постепенно входить в русский язык (Березина. 1957). Под журналистикой с середины 19 в. и до начала 20 в. понимали совокупность журналов, литературу повременных (т. е. периодических) изданий, журнальную литературу. Только к концу 1-й трети 20 в. термин распространился на содержание и других периодических изданий, прежде всего газет. Понятие «журналистика» стоит в ряду нескольких ключевых концептов и пересекается с ними, не будучи полным их аналогом. Исторически ближе всего к нему по содержанию термины «печать» и «пресса», которые традиционно представляли лишь отдельный вид журналистики – печатную. В 20 в. понятие «пресса» стали применять как собирательное обозначение деятельности журналистов, редакторов и издателей – т. е. тех, кто обеспечивал функционирование журналистики, полный цикл производства и распространения новостей.
В работах рубежа 20–21 вв. ставится знак равенства между понятиями «журналистика» и «СМИ», что связано с исторической траекторией этой сферы профессиональной деятельности. Журналистика изначально была тесно связана с прессой, т. е. газетами и журналами – основными форматами производства и публикации новостей. На протяжении всей своей истории журналистика воспринималась обществом как социальный и профессиональный институт, имеющий целью служение обществу, выполняющий присущий только ему набор функций и придерживающийся установленных стандартов. С течением времени эти цели и функции распространились на электронные/вещательные СМИ, а также на высокотехнологичные социальные медиа. Институт прессы, формируемой профессиональной журналистикой вне зависимости от сегмента СМИ, в котором она производится, надолго останется ключевой областью массовой коммуникации (Прохоров. 2011; Маккуэйл. 2013).
Актуальный понятийный ряд теории журналистики регулярно обновляется, отражая процессы расширения медиапространства, прогресс информационно-коммуникационных технологий, появление новых каналов, форматов, носителей и производителей журналистских текстов. Основу терминологического ряда сопряжённых с журналистикой понятий составляют «средства массовой коммуникации» (СМК), «средства массовой информации» (СМИ) и употребляемые в русском языке в качестве их аналогов «массмедиа» и «медиакоммуникации». Все эти термины частично пересекаются с понятием «журналистика», но не являются его полными синонимами:
под СМК понимаются способы производства, хранения и распространения специализированными предприятиями общественно значимой информации, адресованной разнообразной и географически разобщённой массовой аудитории, с использованием информационно-коммуникационных технологий (Полуэхтова. 2012; Гавра. 2011);
СМИ (массмедиа) определяются как технические средства доставки массовой информации аудитории (газеты, журналы, радио, телевидение и т. д.) и сама эта информация. В Законе РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (далее – Закон о СМИ) под массовой информацией понимаются печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного количества лиц. Современные исследователи называют СМИ социальным институтом, реализующим в обществе процессы массовой коммуникации, а также отраслью экономики и совокупностью предприятий, производящих единый продукт – содержание, контент (Землянова. 2004; Вартанова. 2014);
медиакоммуникации представляют собой опосредованные медиатехнологиями взаимодействия между различными социальными субъектами, прежде всего людьми (Коломиец. 2019).
Под журналистикой понимается осуществляемая журналистами конкретная профессиональная деятельность в СМИ, а также различные её формы (периодическая пресса, вещательные компании) и результаты (статьи, очерки, теле- и радиопередачи). Ст. 2 действующего Закона о СМИ определяет журналиста как «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию».
Офис Союза журналистов России. Москва. 2010.В зарубежной практике термин «журналистика» обозначает работу по созданию и распространению новостей и соответствует западной парадигме журналистики как прежде всего новостной службы. Британский исследователь Д. Маккуэйл, считая журналистику изобретением англо-американской системы социальной коммуникации, определяет её как конкретную и прикладную сферу деятельности в виде оплачиваемого написания текстов (или создания аудиовизуальной продукции) для СМИ об актуальных общественно значимых событиях (Маккуэйл. 2013). Американский теоретик журналистики М. Шадсон определяет её как вид деятельности по сбору и распространению новостей (Schudson. 2003. P. 168).
В отличие от зарубежных подходов, в отечественных исследованиях журналистики делается акцент на литературно-публицистической, творческой природе этой деятельности, формирующей и поддерживающей единое информационное и ценностное пространство и выполняющей особую миссию, включающую не только распространение актуальной новостной, общественно значимой информации, но и сохранение основополагающих смыслов, культурно-духовных и нравственных ценностей. В этом качестве журналистика допускает и субъективность, и полемичность, и стремление журналистов воздействовать на аудиторию и убеждать её в своих идейных, политических, ценностных позициях (Учёнова. 2009. С. 20–49). В такой интерпретации термин «журналистика» синонимичен понятию «публицистика».
В отечественной академической литературе также используется имеющий более абстрактное значение термин «журнализм», не получивший широкого распространения среди медиаисследователей. Он употребляется для определения различных типов журналистской деятельности, обусловленных её социально-культурными функциями, нравственно-этическими принципами или особенностями применяемых технических средств (Свитич. 2000; Землянова. 2004).
Особенности журналистики как сферы профессиональной деятельности
В отечественной теории журналистики (Свитич. 2000; Землянова. 2004; Фомичёва. 2007; Корконосенко. 2010; Прохоров. 2011) под нею как фактом общественной жизни и как индустрией понимаются:
социальный институт, система различных предприятий и редакций, в которых функционируют журналистские коллективы, а также обслуживающие их учреждения, реализующие на уровне общества социально значимые функции журналистики;
система видов деятельности – от творческой (сбор и обработка информации) до технической (выпуск конечного журналистского продукта), от функционирования СМИ как предприятия до реализации информационной политики;
совокупность конкретных форм профессиональной деятельности и соответствующих специализаций, таких как корреспондент, репортёр, интервьюер, редактор, очеркист, публицист, колумнист;
система произведений, включающая в себя специфические журналистские жанры (корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, колонка) и специальные профессиональные навыки [умение писать тексты к заданному сроку (дедлайну), проверка фактов (фактчекинг), умение грамотно, чётко и лаконично излагать обстоятельства и т. д.];
научная дисциплина – особый предмет изучения и преподавания, совокупность учебных занятий и особая область исследований.
В своей деятельности журналисты руководствуются законодательством своей страны, принципами подотчётности и саморегулирования на разных уровнях – редакции, профессии, индустрии, кодексами журналистской этики. В Российской Федерации законодательное регулирование деятельности СМИ основано на балансе принципов свободы массовой информации, социальной ответственности СМИ и учёте интересов российского государства и граждан России в информационной сфере. Принцип свободы прессы декларирован в ст. 29 Конституции РФ, принятой в 1993 г. Пункт 1 данной статьи гарантирует каждому свободу мысли и слова, п. 5 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Свобода массовой информации гарантирована и ст. 1 Закона о СМИ.
Профессиональные стандарты формулируются национальными и международными организациями журналистов в виде кодексов журналистской этики. На уровне отдельных предприятий СМИ существуют внутренние редакционные стандарты, формулирующие миссию, цели и задачи работы журналиста и устанавливающие правила их деятельности. Одним из ключевых вопросов работы журналиста является соотношение факта и авторского мнения в редакционных материалах, по-разному определяемое разными журналистскими жанрами, редакционными стандартами и национальными журналистскими культурами (Аникина. 2012; Нигматуллина. 2019).
Журналистика как творческая профессиональная деятельность представляет собой процесс создания журналистских материалов в различных жанрах и форматах. Важнейшей категорией журналистики является «новость» – оперативное сообщение об актуальных для аудитории фактах, событиях, явлениях, распространяемое по каналам массовой и медиакоммуникации (Ахмадулин. 2020). Журналисты осуществляют отбор новостей на основании профессионально-этических стандартов, определяемых, с одной стороны, представлениями общества о природе и функциях журналистики, теоретическими подходами к ней как сфере профессиональной деятельности, с другой – типом средства массовой информации, в котором они работают.
Евгений Прохоров.В мире наблюдается вариативность национальных журналистских культур. Так, американские профессиональные стандарты, выделяющие в качестве основы профессии отсутствие позиции, не распространяются на «журналистику мнений» (англ. opinion / opinionated journalism). Этот тип журналистики был выделен в американских газетах на отдельные «полосы мнений», чтобы авторы могли обсуждать, полемизировать и оценивать актуальные события. В России, напротив, мастерство журналиста проявляется в качестве его публицистических материалов, которые отражают особенности творческого метода и стиля автора. Современная российская журналистская традиция близка к литературной, в публицистических материалах журналистов превалирует субъективное, эмоциональное отношение к фактам, которое проявляется в формулируемой позиции.
Журналистика как профессия предполагает наличие у её представителей системы специальных знаний и набора практических навыков, получаемых в процессе подготовки (профильного высшего образования), которые реализуются в рамках независимой авторской, редакторской, административной и других видов лицензированной организованной деятельности, направленной на достижение общего блага (Отечественная теория медиа … 2019).
Во многих странах журналисты объединены в профессионально-творческие союзы. Союз журналистов России (СЖР) – правопреемник Союза журналистов СССР, объединяет около 70 тыс. членов из всех субъектов Федерации. СЖР принимает участие в законотворчестве, предлагая проекты нормативных документов, которые касаются деятельности СМИ, ведёт большую работу по защите трудовых и социальных прав журналистов, осуществляет активное международное сотрудничество. Организация взаимодействует с высшими учебными заведениями, традиционно занимающимися подготовкой журналистов (МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ведущие региональные университеты), а также проводит курсы повышения квалификации для своих членов. СЖР собирает сведения о журналистах, погибших при выполнении профессионального долга, поддерживает их семьи. Большое жюри СЖР рассматривает сложные этические ситуации, возникающие при исполнении журналистами своих профессиональных обязанностей. СЖР проводит многочисленные конкурсы журналистского мастерства, присуждая премии за высокий профессионализм (например, «Золотое перо России»), организует общероссийские и международные фестивали, в том числе форум «Вся Россия».
В современной журналистике существует острая потребность в профессионально подготовленных кадрах, владеющих фундаментальными знаниями в области гуманитарных и естественных наук, разбирающихся в актуальных вопросах теории журналистики, освоивших профессионально-этические стандарты профессии, обладающих широким спектром технологических навыков для создания современных мультимедийных форматов текстов. Подготовку профильных специалистов осуществляют факультеты, отделения и кафедры журналистики более 150 вузов России. Хотя профессия по-прежнему остаётся открытой, давая возможность самореализации выпускникам непрофильных факультетов, квалификационные требования к журналистам растут. Это актуализирует запрос на постоянную модернизацию учебных программ факультетов журналистики, на привлечение работодателей и представителей редакций к преподаванию в вузах.
Теоретический и исследовательский анализ журналистики представляют такие профессиональные и научные журналы, как «Журналист», «Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика», «Вопросы теории и практики журналистики», «Меди@льманах», электронное издание «Медиаскоп», «Век информации», «Вестник Академии медиаиндустрии», «Акценты. Новое в массовой коммуникации», «Коммуникации. Медиа. Дизайн», Galactica Media: Journal of Media Studies и др.
Функции журналистики
Социальное значение профессии журналиста традиционно тесно связано с функциями, которые она выполняет в обществе. Среди отечественных исследователей не сложилось консенсуса в этом вопросе, в отличие от определения задач и обязанностей журналистов. Российский социолог и филолог, автор учебника «Введение в теорию журналистики» Е. П. Прохоров выделяет следующие функции журналистики:
коммуникативная (социальное взаимодействие, информирование);
непосредственно-организаторская (регулятивная деятельность);
идеологическая (информационное обслуживание массовой аудитории, формирование общественного мнения);
культуроформирующая (формирование культуры поведения);
рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов);
рекреативная (развлечение) (Прохоров. 2011).
Многие авторы уделяют значительное внимание рассмотрению функций журналистики, признавая их многогранность и многослойность (Корконосенко. 2010) и неразрывную связь с гуманитарной миссией прессы в обществе (Свитич. 2000). К функциям журналистики исследователи относят также информационную, познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую, ценностно-регулирующую, функцию сохранения единого информационного пространства, функцию форума и др. (Свитич. 2000; Фомичёва. 2007; Корконосенко. 2010).
Перечисленные функции журналистики свидетельствуют о достаточно широком подходе отечественных медиаисследователей к пониманию её природы в современном обществе. Наиболее значимые из этих функций характеризуют не только теорию журналистики, но и смежные социальные науки (политологию, социологию, культурологию), что делает журналистику одним из влиятельных социальных институтов. Эти функции признаются не только профессиональным сообществом, предприятиями СМИ с высокой долей журналистского редакционного труда, но и социумом в целом.
Зарубежные учёные, уделяя анализу функций журналистики меньше внимания, чем отечественные, подчёркивают, что журналистику следует рассматривать на трёх уровнях – общества, новостной организации и самого журналиста (Маккуэйл. 2013. С. 14). Это затрудняет единое понимание функций, поскольку оно может быть различным для каждого из уровней. Д. Маккуэйл признаёт разнообразие функций и выделяет три базовые: новости, развлечение и реклама (McQuail. 2011. Р. 296). Все они соотносятся с информационной, рекреативной и экономической функциями, признаваемыми и отечественными теоретиками.
Основные концепции теории журналистики
Журналистика как особое профессиональное занятие, оказывающее значительное влияние на общественную жизнь, стала предметом изучения социологов и политологов с начала 19 в. (Маккуэйл. 2013. С. 113–114). Во 2-й половине 19 в. интерес к научному анализу журналистики проявился в России, причём приоритетное внимание уделялось истории прессы как общественного института и журналистским текстам как неотъемлемой части политического и культурного процессов (История печати. 2001). По мере развития журналистики её междисциплинарный теоретический анализ усложнился, однако в его основе сохранилась значительная роль политологических, экономических, социологических, социокультурных и историко-филологических подходов.
Хотя академические исследования журналистики разнообразны, в её научном осмыслении с начала 19 в. выделяется несколько ключевых концепций, которые соотносятся с её общественными функциями и ролями.Журнал «Журналист». 2023. № 4. Обложка.
Одна из старейших – это концепция «четвёртого сословия», которая выросла из британской средневековой прессы. Авторство термина не установлено, хотя историк Т. Карлейль (Карлейль. 2012) приписывал его Э. Бёрку, который подчёркивал роль прессы в обществе и считал, что сильнее трёх сословий британского парламента – духовенства, знати и простолюдинов – были репортёры, занимавшие особую галерею и представлявшие «четвёртое сословие» (англ. fourth estate). Предполагается, что позже в США, в политической системе которых сословия отсутствовали, для обозначения влияния журналистики в общественной жизни возник эквивалент понятия «четвёртое сословие» – «четвёртая ветвь власти», существующая наряду с тремя другими: законодательной, исполнительной и судебной.
Получившая популярность в 20 в. концепция журналистики как «четвёртой власти» не только подчёркивает её влияние на формирование общественного мнения, но и акцентирует внимание на её социальной миссии и подотчётности обществу. Концепция «четвёртой власти» рассматривает полномочия журналистики в обществе несколько шире, чем концепции «четвёртого сословия» или «четвёртой ветви власти», т. к. в отличие от них подчёркивает независимость прессы от политической власти. Согласно концепции «четвёртой власти», пресса выражает интересы народа в целом. Её основной задачей является формирование канала взаимной коммуникации между государством и обществом, позволяющего последнему контролировать деятельность правительства и других властных структур. Журналисты должны быть беспристрастными, предоставлять надёжную информацию в доступной форме, служить связующим звеном для всех участников общественной жизни, внося свой вклад в развитие публичной сферы (Прохоров. 2011; Маккуэйл. 2013).
Тесно соотносится с концепцией «четвёртой власти» широко распространённая концепция свободы прессы, которая находит воплощение и в законодательстве, и в журналистских стандартах, и в культурах многих стран мира. Согласно концепции свободы прессы, журналистика посредством доступа к информации и права на её публикацию должна способствовать установлению конструктивного диалога в обществе, призвана информировать массовую аудиторию и стимулировать её активное участие в жизни общества и выработку критического мышления, оказывать содействие культурным и социальным инновациям и др. (Маккуэйл. 2013. С. 96). Способствовать исполнению данной роли должна прочная экономическая (материально-техническая) и юридическая база, позволяющая осуществлять журналистскую работу в условиях творческой свободы и требующая наличия необходимых знаний, творческих возможностей и социально ответственной позиции (Прохоров. 2011. С. 150).
Концепция свободы прессы уходит корнями в рыночную идеологию, характеризующуюся такими понятиями, как «свободный рынок», «свободная конкуренция», и предположительно порождающую свободный рынок идей. Свобода прессы не предполагает никакого контроля, кроме саморегулирования, что является одним из ключевых и наиболее сложных положений данной концепции (Маккуэйл. 2013. С. 58). В практике и теории журналистики последние столетия идёт дискуссия о границах между свободой и контролем. Д. Маккуэйл подчёркивает, что в реальной жизни подотчётность журналистики и практика применения различных форм контроля «оказываются исключительно важными в поиске баланса между интересами общества и целями журналистики» (Маккуэйл. 2013. С. 228).
Эта позиция отсылает к концепции социальной ответственности прессы, согласно которой свобода слова условна и невозможна без высокого уровня осознанности журналистов, понимания ими своей общественной миссии и возможных последствий обнародования или необнародования той или иной информации (Маккуэйл. 2013. С. 67), необходимости способствовать солидарности в обществе. Е. П. Прохоров особо отмечал необходимость воспитания «культуры свободы», включающей в себя гуманизм и стремление к добру, энциклопедическую образованность, владение методами социального анализа, терпимость, конструктивное отношение к альтернативным точкам зрения и развитую культуру диалога (Прохоров. 2011. С. 156). Свобода прессы не ограничивает журналиста служением определённым идеалам, поскольку «мера свободы зависит от степени верности социальной позиции» (Прохоров. 2011. С. 155).
Советская теория журналистики, определяемая зарубежными исследователями как коммунистическая, часто противопоставлялась концепции свободы печати (Сиберт. 1998). Эта теория выделяла в качестве своей цели полное подчинение работы СМИ интересам КПСС (конкретно – ЦК) и ответственность журналистики в первую очередь перед пролетариатом. Задачами журналистики, согласно данной концепции, были поддержка идей коммунизма и идеологической линии Коммунистической партии в целом. Одновременно с идеологической ролью в концепции подчёркивалась значительная роль журналиста в просвещении, образовании, нравственно-этическом развитии советской аудитории (Прохоров. 2011. С. 177).
Вопрос о профессиональной роли журналистики ставит концепция журналиста-гейткипера (англ. gatekeeper – привратник), задача которого состоит в поиске объективной и важной информации в бесконечном потоке сообщений и мнений. Принятие данной роли накладывает на журналиста ответственность за всё, что в итоге попадает в повестку дня (McCombs. 1972), заставляя быть особенно внимательным к отбору новостей, источников и экспертов. При селекции новостей на журналиста как первое звено в сложной цепи гейткиперов (редактор отдела, главный редактор, издатель, медиатехнологии и т. д.) оказывают воздействие различные факторы. Это профессиональные критерии, новостная перспектива редакции, вкусы аудитории, требования собственников, социокультурный контекст (Shoemaker. 2009). В связи с этим понимание журналистики как исключительно объективной сферы становится затруднительным, на первый план выходит проблема ответственности журналиста в условиях вынужденной субъективности (White. 1950).
Ещё один из теоретических подходов к исследованию журналистики содержит концепция установления повестки дня (англ. agenda-setting). Он предполагает, что структура новостей в журналистике может повлиять на представление аудитории об этих новостях и реальных событиях. То есть журналисты могут повлиять на общественное сознание, формируя иерархию фактов и тем в СМИ в соответствии с их важностью для аудитории (McCombs. 1972). В качестве основного эффекта здесь признаётся способность журналистов формировать у аудитории определённое отношение к тем или иным событиям, возможность указать на актуальные темы, на которые следует обращать внимание (McCombs. 1972. Р. 177).
Современные теоретические подходы к журналистике в глобальном масштабе – это сложное академическое пространство, интегрирующее понимание важности профессии в общественной жизни, универсальные требования к ней с национальными прочтениями её миссии и функций, ролей журналистов и необходимых им навыков. Исследования журналистики в разных странах мира учитывают особенности её исторического пути, вклада в развитие нации и её культуры, конкретное национальное понимание социальной ответственности журналистов (Маккуэйл. 2013. С. 121).
Исследования журналистики как академическая сфера анализируют практику журналистской профессии, приёмы создания контента для различных СМИ, его жанры и форматы, изменения форм деятельности журналистов и редакций в условиях цифровизации медиа, особенности и результаты развития этой деятельности. Ныне это междисциплинарная сфера, характеризующаяся применением методов кибернетики, информатики, структурной лингвистики, цифровой гуманитаристики.
Современные теоретико-концептуальные подходы рассматривают журналистику как процесс воспитания и формирования национальной и индивидуальной идентичности, уделяя особое внимание вкладу журналистов в просвещение аудитории. Значимая роль отводится журналистике в формировании медиаграмотности аудитории, особенно в условиях роста конкуренции с блогерами, инфлюенсерами и т. д.