Теория повестки дня
Тео́рия пове́стки дня (теория установления повестки дня, англ. agenda-setting theory), теория исследователей коммуникаций М. Маккомбса и Д. Шоу, в соответствии с которой хотя массмедиа и влияют на индивидов, они малоэффективны в изменении их установок, но эффективность СМИ заключается в придании значимости тем или иным событиям. Степень важности событий, создаваемая благодаря их присутствию в массмедиа, называется повесткой дня, своего рода «хит-парадом» ключевых новостей по степени их популярности и общественной значимости.
Концепция повестки дня опирается на работы журналиста и политолога У. Липпмана. В своей книге «Общественное мнение» Липпман писал, что массмедиа отвечают за формирование определённой картины мира у аудитории. Эта картина мира лишь в некоторой степени связана с реальностью, но значительная её часть искажена и искусственно создана массмедиа (Липпман. 2004).
Теория повестки дня появилась в американской медиасоциологии и по основным выводам может быть отнесена к парадигме ограниченных эффектов. Идея о том, что картина мира формируется у людей при помощи медиа, появилась в конце 1950-х гг. Согласно данному мнению, СМИ придают в восприятии аудитории то или иное значение общественным событиям в зависимости от того, как много (или мало) внимания уделяется освещению этих событий. Исследователи коммуникаций М. Маккомбс и Д. Шоу, будучи в прошлом журналистами, не могли согласиться с существовавшим мнением о том, что массмедиа весьма ограничены в своём воздействии на человека. При этом они хорошо понимали, что массмедиа действительно не в полной мере влияют на индивидов. Поэтому Маккомбс и Шоу, ссылаясь на исследование «Пресса и внешняя политика» («The Press and Foreign Policy», 1993) политического теоретика Б. С. Коэна, предположили, что если массмедиа не могут внушить людям «что думать» (т. е. повлиять на их установки), то могут подсказать «о чём думать», т. е. навязывать значимость общественных событий (McCombs. 1972. P. 177).
В ходе предвыборной кампании в г. Чапел-Хилл (штат Северная Каролина, США) Маккомбс и Шоу провели исследование и начали его с опроса респондентов, при котором задали главный вопрос – какие общественные проблемы заботят участников больше всего и значимость каких наиболее высока. Так был составлен список ключевых вопросов (внешняя политика, монетарная политика, налоги и т. п.) по степени убывания их значимости в сознании респондентов. Затем на протяжении предвыборной президентской кампании тщательно анализировалось присутствие этих тем на страницах прессы, в репортажах журналистов по телевидению и радио. В результате оказалось, что тем проблемам, которые респонденты определили как наиболее значимые, медиа уделяют гораздо больше места на страницах и времени вещания. То есть респонденты определяли значимость тех или иных общественных проблем в зависимости от их присутствия в массмедиа. Если СМИ мало внимания уделяли проблеме мусора, скорее всего, её общественная значимость в результате воспринималась как низкая, и наоборот.
Более поздние исследования доказали в ходе психологических лабораторных экспериментов предположение о влиянии приоритетности новостей (Iyengar. 1982). Испытуемые были разделены на 2 группы. Контрольной группе демонстрировались обычные выпуски новостей на протяжении недели, а экспериментальной группе показывали «перемонтированные» новости, в которых существенную долю занимали вымышленные сообщения о слабости оборонной программы США. В конце недели по итогам опросов обеих групп выяснилось, что представители 2-й группы придавали гораздо бо́льшее значение вопросам обороны.
Понятие повестки дня достаточно прочно закрепилось как в теориях массмедиа, так и в практической деятельности. Помимо сообщений о событиях, массмедиа создают повестку дня, т. е. придают социальное значение тем или иным новостям. Придание значимости определённым темам происходит за счёт размещения журналистских материалов: СМИ более значимые события помещают в начало телевизионного выпуска или в самый верх интернет-портала новостей. Поскольку ни один новостной ресурс не в состоянии осветить все возможные новости, каждое медиа самостоятельно устанавливает приоритет новостей (т. е. критерии, по которым одни новости относятся к безусловно значимым и достойным освещения, а другие не могут появиться ни при каких обстоятельствах). Осуществляя «фильтрацию» такого рода, массмедиа выполняют важную функцию, которую социолог К. Левин назвал функцией «привратников» (англ. gatekeeper) (Lewin K. Forces behind food habits and methods of change // The problem of changing food habits. Washington, 1943. P. 37). Журналисты, таким образом, стоят «на страже» и сдерживают поток информации, определяя её социальную значимость для целевых аудиторий.
В алгоритмизированном мире теория повестки дня получает «второе рождение», т. к. «привратниками» становятся алгоритмы. Последние автоматическим образом расставляют события в выдаче новостного агрегатора, а следовательно, общественно значимую функцию выполняют уже не журналисты. Кроме того, в цифровом мире изменился характер «привратников», т. к. ныне каждый пользователь может быть источником информации и создавать контент.