Мессенджер
Ме́ссенджер (англ. messenger), программа или приложение для мгновенного обмена сообщениями, а также изображениями, видео- и аудиозаписями главным образом с помощью интернет-соединения. Изначально чаты мессенджеров использовались для коммуникации между двумя собеседниками, впоследствии став средством группового общения. Кроме текстового формата современные мессенджеры позволяют обмениваться голосовыми сообщениями, звонить и проводить видеоконференции, а также включают в себя функции медиа, возможность совершать покупки, скачивать книги и фильмы, управлять Интернетом вещей и т. д.
В сравнении с другими инструментами онлайн-общения мессенджеры обладают набором специфических свойств. В отличие от электронной почты, которая носит дискретный характер, они не разделяют коммуникацию на отдельные письма, а предоставляют пользователям возможность общаться друг с другом в формате последовательного живого диалога. Также в отличие от почтовых сервисов мессенджеры почти никогда не позволяют обмениваться сообщениями между разными приложениями, хотя сами по себе являются кроссплатформенными [т. е. работают на устройствах, принадлежащих к разным экосистемам (Android, Apple iOS, Windows и др.)]. Исключение составляют мессенджеры при социальных медиа [Instagram, Facebook (принадлежат корпорации Meta, запрещённой на территории Российской Федерации)] и приложение WhatsApp, которыми владеет корпорация Meta (внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации). Мессенджеры чаще всего работают не на веб-страницах (как форумы или социальные медиа) и не имеют собственного контента. Их содержание в основном составляет взаимодействие пользователей.
Чат как форма общения в мессенджерах аналогичен традиционным чатам на веб-страницах или в других приложениях, существовавшим на ранних этапах развития Интернета. Однако каждый мессенджер предоставляет собственные возможности для работы – различные типы интерфейса, виды передаваемого контента и т. д.
История
Понятие мессенджера закрепилось в 1990-х гг., но сам формат мгновенного обмена сообщениями появился раньше. Например, в многопользовательских операционных системах середины 1960-х гг., таких как Compatible Time-Sharing System (CTSS) и Multiplexed Information and Computing Service (Multics) (Van Vleck. 2023), мессенджеры использовались в качестве систем уведомлений, но вскоре стали применяться для облегчения связи с другими пользователями, подключенными к системе на том же компьютере. Параллельно с обменом мгновенными сообщениями в конце 1960-х гг. существовали ранние сервисы онлайн-чата. Самый первый из них – Talkomatic (1973) в системе PLATO, который позволял одновременно общаться пятерым пользователям (Woolley. 1994). В отличие от образовательного PLATO первым общедоступным коммерческим онлайн-чатом стал симулятор CompuServe CB, запущенный в 1980 г. (Tweney. 2009). Во 2-й половине 1980-х и в начале 1990-х гг. онлайн-сервис Quantum Link для компьютеров Commodore 64 разработал систему обмена сообщениями между подключёнными клиентами под названием On-Line-messages (OLM). Интерфейс ранних программ обмена мгновенными сообщениями в основном предполагал вывод текста в реальном времени, т. е. вводимые отправителем символы появлялись на дисплее адресата сразу в момент набора. Такой принцип отличается от устройства современных мессенджеров, в которых набранный текст нужно отправить.
Современные мессенджеры с графическим интерфейсом начали набирать популярность в середине 1990-х гг. В 1996 г. израильская компания Mirabilis разработала программу ICQ (названа по созвучию с английской фразой «I seek you» – «я ищу тебя»), которая позволяла пользователям общаться в чате вдвоём или в группах, обмениваться файлами и искать других пользователей. Позже в ICQ появились звонки и совместные онлайн-игры. На пике популярности мессенджера в 2001 г. в нём было зарегистрировано более 100 млн учётных записей (Knight. 2022). В 1989 г. Quantum Link была переименована в America Online (AOL), на базе которой в 1997 г. была запущена программа обмена мгновенными сообщениями AOL Instant Messenger (AIM) (Desjardins. 2016). В 1998 г. AOL приобрела ICQ, чтобы закрепить своё превосходство на рынке обмена мгновенными сообщениями (Barot. 2015). В этом же году Yahoo! запустил свой мессенджер, доступный зарегистрированным пользователям. В 1999 г. компания Microsoft выпустила собственного конкурента AIM и Yahoo – MSN Messenger. К 2005 г. через него ежедневно отправлялось примерно 2,5 млрд сообщений. В 1999 г. китайская компания Tencent Holdings запустила первое приложение – QQ, которое почти полностью дублировало функционал и интерфейс ICQ.
Начало и середина 2000-х гг. считаются золотым веком обмена мгновенными сообщениями. В 2002 г. Apple запустил iChat для своей операционной системы macOS. В 2003 г. появился сервис Skype, который наряду с обменом мгновенными сообщениями позволял пользователям звонить как в звуковом, так и в видеоформате, используя вебкамеру. Google запустил сервис Google Talk, доступный на пользовательском интерфейсе Gmail, чтобы упростить общение между контактами электронной почты. В 2006 г. компания MySpace создала первую платформу обмена мгновенными сообщениями, встроенную в социальную сеть, – MySpaceIM. Рынок онлайн-общения стремительно трансформировался. Если в 2006 г. AIM контролировала на нём 52 %, то вскоре после этого его доля быстро сократилась под давлением других сервисов.
Социальные сети и приложения
К началу 2010-х гг. обмен мгновенными сообщениями с помощью веб-интерфейсов начал уступать в популярности переписке в социальных сетях (Kelly. 2010). В 2009 г. Facebook запустила чат, позволявший пользователям отправлять сообщения друзьям или группам друзей. В 2011 г. вышла отдельная версия мобильного приложения – Facebook Messenger. Подобные функции были реализованы на большинстве сервисов интернет-знакомств, таких как OKCupid или PlentyofFish.
В последующие годы самые популярные платформы, возникшие на ранних этапах развития этой технологии, такие как AIM, были закрыты. Большую роль в падении доли старых мессенджеров на рынке сыграло появление WhatsApp в 2009 г. Это мобильное приложение позволяет пользователям бесплатно отправлять текстовые сообщения, аудио- и видеозаписи. В отличие от других программ, WhatsApp был рассчитан в первую очередь на мобильные устройства, а его запуск совпал с ростом популярности смартфонов с доступом в Интернет. К 2014 г. у сервисов/приложений по мгновенному обмену сообщениями было больше пользователей, чем у социальных сетей (Bonavia. 2017). В январе 2015 г. один только WhatsApp ежедневно обрабатывал 30 млрд сообщений по сравнению с примерно 20 млрд SMS-сообщений (Evans. 2015). В 2010 г. было запущено приложение-мессенджер Viber с похожим на WhatsApp функционалом. К 2017 г. Viber регулярно использовали около 900 млн зарегистрированных пользователей.
В 2011 г. китайская компания Tencent запустила национальное приложение WeChat, практически полностью дублировавшее WhatsApp. Со временем WeChat эволюционировал в полностью интегрированную мобильную платформу с возможностью совершения покупок, платежей, играми и многим другим. В январе 2016 г. WeChat обработал платежи на 46 млрд долл. – примерно вдвое больше платёжной системы PayPal (Desjardins. 2016). В 2011 г. появился Snapchat, который позволяет пользователям отправлять снимки, автоматически исчезающие спустя непродолжительное время. В приложении совмещался частный и общедоступный контент, включая продвижение брендов и освещение событий в прямом эфире. В том же году японская компания NHN Japan и южнокорейская NHN Corp. разработали мессенджер Line для стабильных контактов с семьёй в случае различных природных катастроф. В отличие от аналогов в Line встроена социальная сеть, поддерживающая блоги и комментарии, а также игры, платежи и сервис такси.
В августе 2013 г. основатель российской социальной сети «ВКонтакте» П. В. Дуров запустил мессенджер Telegram, позволяющий обмениваться текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, отправлять фотографии, стикеры и файлы разных форматов. Также через Telegram можно совершать видео- и аудиозвонки и организовывать трансляции в каналах и группах, проводить конференции, вести многопользовательские группы и каналы. С помощью ботов функционал приложения реализует многие возможности веб-сайтов и других приложений (например, услуг онлайн-бронирования или перевода текста). В 2022 г. Telegram вошёл в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а число активных пользователей мессенджера превысило 700 млн человек в мес. (700 миллионов пользователей ... 2022).
В 2013 г. было запущено приложение Slack – корпоративный мессенджер для совместной работы, позволяющий общаться в командах, работающих онлайн. Slack стала самой быстрорастущей компанией: всего за 12 мес. её стоимость превысила 1 млрд долл. (Kim. 2015). Slack позволяет пользователям мгновенно обмениваться личными сообщениями, а также взаимодействовать в рамках приватных групп и каналов. Slack поддерживает интеграцию с почти 100 сторонними сервисами (Dropbox, Google Drive, GitHub, Google Docs, Google Hangouts, Twitter, Trello, Jira и др.).
В 2014 г. американская организация Open Whisper Systems и её основатель М. Марлинспайк разработали мессенджер Signal. Основной акцент при разработке авторы сделали на безопасности и конфиденциальности пользователей. Приложение написано со свободным и открытым исходным кодом и использует для защиты данных специально разработанный алгоритм сквозного шифрования Signal Protocol. Этот же алгоритм был впоследствии внедрён в мессенджеры ряда других разработчиков (WhatsApp, Google Allo, Facebook Messenger, Skype).
Существуют офлайн-мессенджеры, не требующие интернет-подключения. Так, в 2014 г. появилось приложение FireChat, которое работает не через интернет, а используя беспроводные сети и технологию Bluetooth. Разработчики позиционировали приложение как средство общения на природе, пляже, в дороге или на больших публичных мероприятиях (концерты, фестивали, матчи) и в других местах, где может возникнуть проблема со связью. Устройства с установленным FireChat могут обнаруживать друг друга в радиусе до 60 м. FireChat активно использовался во время протестов в Гонконге в 2014 г. (Toor. 2014).
Такой же принцип работы реализован в приложениях Air Chat, Berkanan Messenger и др. Особенность Berkanan Messenger состоит в том, что пользователи могут обмениваться сообщениями, не создавая учётную запись в приложении.
Социальная роль мессенджеров
С повсеместным распространением социальных сетей, доступа в Интернет и полным охватом мобильной связью изменились способы коммуникации и практики взаимодействия между людьми. В исследовательской литературе это явление получило название «тройная революция» (The Triple Revolution) (Wellman. 2013) и связано с переходом от сетевого сообщества к сетевому индивидуализму. Пользовательские практики в мессенджерах не сводятся только к обмену сообщениями и имеют заметную национальную, социальную и культурную специфику, а также существенно влияют на жизнь людей. Так, WhatsApp оказал либерализующее влияние на жизнь молодых женщин на мусульманском юго-востоке Турции, создав беспрецедентные возможности для общения между полами и романтических отношений (Why we post. 2022). После волны «цветных революций» рубежа 2010–2020-х гг., получивших название «Арабская весна», большое внимание уделяется протестному потенциалу цифровых технологий и, в частности, мессенджеров. С онлайн-коммуникацией также связывают перспективы реализации идей электронной демократии.
В рамках группового общения в мессенджерах выделяются три типа границ: технические, социальные и языковые. Технические границы чата прослеживаются по списку его членов, социальные характеризуются динамикой личных отношений между участниками, а языковые связаны с особенностями общения в мессенджерах (Mannell. 2020).
Мессенджеры типа Telegram (с возможностью создавать тематические каналы) зачастую играют роль классических медиа. Так, Telegram-каналы выступают одной из важных площадок для крупных новостных изданий и локальных нишевых проектов. Они служат в первую очередь не для общения пользователей (во многих из них даже отключены комментарии), как традиционные мессенджеры, а для распространения и получения информации. Функционал мессенджеров расширился от простого обмена сообщениями до возможности делать чат-боты, проводить платёжные транзакции, заниматься онлайн-торговлей. Тем самым они приобретают значимый экономический и институциональный потенциал. В частности, мессенджеры встроены в банковские приложения, сервисы доставки еды и товаров, интегрированы во многие сайты в формате чатов поддержки и т. д. Изначально чаты поддержки могут работать как чат-боты (пользователь выбирает релевантную тему из списка наиболее частых запросов и получает автоматически сформированный ответ), а затем, в случае если решение не было найдено, к диалогу подключается сотрудник службы поддержки.
Мессенджеры активно используются в образовании – в качестве дополнительного инструмента общения учеников с преподавателями и обмена информацией между ними (Using mobile phones ... 2012), в государственных учреждениях (например, чаты сотрудников правоохранительных органов) и даже в коммунальном хозяйстве [через чаты сотрудники служб отчитываются о проделанной работе, высылая фотографии с места выполнения задачи (например, очищенного от снега или мусора участка)].