Корреспондент
Корреспонде́нт, журналист, передающий в редакцию информацию с места событий. Понятие «корреспондент» близко понятию «репортёр». Это штатный или внештатный сотрудник СМИ, в чьи рабочие обязанности входит самостоятельный поиск новостей. Главная задача корреспондента – первым узнавать о событиях и беспристрастно рассказывать о них читателю. Результат работы корреспондента – статья, сообщение в лентах информагентств, репортаж, журналистское расследование, телевизионный сюжет, текстовая/мультимедийная трансляция. Корреспондентов принято разделять по освещаемой тематике (военный корреспондент, светский корреспондент, городской корреспондент и т. д.), месту дислокации (собственный корреспондент в Стамбуле/Нью-Йорке/Риге и т. д.), функционалу и статусу (старший корреспондент, специальный корреспондент).
Корреспондент – одна из основных профессий в журналистике. Корреспонденты работают «в поле», поставляя аудитории первичный и главный продукт журналистики – новости. Корреспондент в первую очередь рассказывает о событии, а не даёт ему оценку, анализирует или интерпретирует его. В отличие от редакторов-новостников корреспондент не составляет тексты из уже имеющихся журналистских материалов других изданий, а сообщает читателям эксклюзивную информацию.
Некоторые журналисты считают, что корреспондент должен быть экспертом в своей области и специализироваться на конкретной тематике, например экономической, научной или медицинской. Другие полагают, что корреспондент должен быть универсальным, т. к. его профессиональные навыки (любознательность, сообразительность, умение быстро разобраться в вопросе и выделить главное) применимы в любой сфере.
Смысл профессии корреспондента существенно менялся с развитием СМИ и технологий (Амзин. 2016). Если в 18–19 вв. в отсутствие современных средств связи принципиальным было именно присутствие корреспондента на месте событий, то в 21 в. на первый план выходит умение найти эксклюзивную информацию, которой нет у других СМИ. Формат пресс-конференций, пресс-брифингов, пресс-завтраков, где ньюсмейкеры дают комментарии сразу нескольким изданиям, а происходящее часто транслируется в Интернете, пользуется всё меньшей популярностью среди представителей печатной прессы. Печатная пресса не может соревноваться в оперативности с интернет-СМИ, таблоидами или информационными агентствами – их новости оказываются устаревшими.
Ключевой источник информации для корреспондента, освещающего политические вопросы, – должностное лицо, например чиновник или пресс-секретарь, готовый на началах анонимности делиться внутренней информацией или просто передавать журналисту новости о жизни ведомства или компании раньше, чем другим СМИ (Randall. 2021).
Корреспонденты стараются тщательно проверять информацию, часто (особенно в деловой и общественно-политической прессе) в требования к подготовке материалов входит подтверждение информации у трёх независимых источников, например у источника в правительстве, источника в Администрации Президента и источника в бизнес-среде. Тем не менее корреспонденты могут допускать ошибки (Ricchiardi. 2016). Иногда они передают ложную информацию из-за того, что источники злоупотребляют их доверием. Это случается, когда сведения исходят от низовых, активистских групп, а журналист эмоционально вовлечён в тему.
Корреспондент может воспользоваться открытыми источниками, например порталом «Госзакупки», где размещаются сведения о торгах с участием государственных структур, базой юридических лиц «Спарк-Интерфакс», массивами «больших данных» или документами, которые публикуются на сайтах министерств и ведомств.
В современных российских СМИ сложилась практика, при которой корреспондентом называют любого сотрудника издания, готовящего материалы на основе комментариев экспертов или ньюсмейкеров. Корреспондент далеко не всегда посещает место событий. Основным инструментом корреспондента становятся телефон и социальные сети.
Поэтому одним из источников для новостных заметок могут служить высказывания ньюсмейкеров в социальных сетях. Новости такого типа невысоко ценятся в журналистской среде, ведь оратор уже выступил на своей площадке самостоятельно и новость «по твитам» (общедоступное сообщение в социальной сети Twitter) представляет собой переписывание общедоступной информации.
Статьи «по следам» других публикаций с комментариями экспертов принято называть «аналитическими». Информационные поводы заимствованы из материалов других СМИ, но статьи считаются «эксклюзивными», т. к. содержат экспертные оценки события и дополнительные детали от ньюсмейкеров. Корреспонденты берут интервью, пишут репортажи или отчёты с пресс-конференций.