Типография
Типогра́фия (от греч. τύπος – оттиск и γραφή – писание), полиграфическое производственное предприятие. Первые типографии возникли вместе с феноменом европейского книгопечатания и были неотделимы от книгоиздания и книготорговли. Со временем выделились в самостоятельную промышленную структуру. Технология печати в типографиях развивалась от ручного станка в 15 в. до современных 3D-принтеров.
История бумагоделания и книгопечатания
Появление первых типографий связано с переходом от рукописных к печатным книгам, начавшимся в Европе в середине 15 в. Историки Л. Февр и А. Мартен отмечают, что книгопечатание возникло вследствие создания бумажных производств и постепенного вытеснения пергамента. Благодаря купцам в 12 в. бумага проникла из арабской Испании через Геную в Европу. Поначалу она воспринималась как менее качественная альтернатива пергаменту из-за хрупкости и недолговечности. Её применение возбранялось при издании официальных документов. Вскоре бумагу взяли на вооружение генуэзские нотариусы для рабочих записей, не подразумевавших длительное хранение, затем спрос на неё возник в административных канцеляриях. Первые бумажные мельницы и мануфактуры заработали в Италии. К середине 14 в. бумага, изготовленная вблизи г. Фабриано, стала широко известна на территории Европы.
Центры бумагоделания появились в итальянской Ломбардии, в окрестностях о. Гарда. К концу 14 в. аналогичные производства стали открывать в других частях современной Европы. В 1398 г. в Париже изготовители бумаги основали собственную гильдию. К моменту возникновения книгопечатания несколько бумажных мануфактур были запущены на территории Германии. Устойчивое предложение сырья сыграло важную роль в развитии печатного дела: в 16 в. для поддержания работы одного печатного производства требовалось 1,5–3 тыс. стоп (480 листов) бумаги ежедневно; производители бумаги оказались главными инвесторами первых типографов.
Немецкий книговед Ф. Функе выделяет несколько технологий механического воспроизводства текста и изображений, существовавших до изобретения печатного станка: оттискивание с помощью штампов, набойка тканей, формы с подвижными литерами и отдельные буквенные штампы. Помимо первых печатных книг в 15 в. выходили редкие ксилографические издания: гравюры «Брюссельская мадонна» (1418) и «Святой Христофор» (1423), игральные карты, а позже и ксилографические книжные издания, вскоре вытесненные изобретением И. Гутенберга (Функе. 1982. С. 26–27).
Ручной печатный станок, изобретённый немецким типографом-первопечатником Гутенбергом в 1440 г. в Майнце, совершил революцию в книгопечатании. Помимо технологического измерения, у этой инновации были социально-экономические и культурные предпосылки. К середине 15 в. университеты – новые центры европейской учёности – начали конкурировать с монастырями за первенство в создании и воспроизводстве знаний и контроле над ними. В среде зарождающейся буржуазии формировалась новая категория читающей публики. В результате спрос на книги начал превосходить возможности изготовителей манускриптов.
Ручной печатный станок Гутенберга предложил решение основных типографских задач: оттиска текста с набора отдельных литер, множественного воспроизведения литер; разработки технологии типографского шрифта, состава шрифтового сплава, состава жирной краски, пригодной для бумажной печати; изобретения конструкции самого печатного пресса (Шомракова. 2008. С. 38; Функе. 1981. С. 29–39). С именем Гутенберга связано появление первых типографских шрифтов – DK и В42. Последним была напечатана 42-строчная «Библия Гутенберга», одна из самых известных инкунабул – книг напечатанных до 1 января 1501 г. Для книгопечатания эпохи инкунабул характерно подражание традиции манускриптов с ручной доработкой и украшением книг, при котором книгопечатник был скорее художественным мастером, нежели простым рабочим или предпринимателем. Помимо Гутенберга изобретение книгопечатания приписывают голландцу Л. Я. Костеру и П. Вальдфогелю из Авиньона, но «революция» Гутенберга остаётся наиболее конвенциональной версией возникновения современного книжного дела (Febvre. 2010. P. 54–55).
В 1455 г. Гутенберг судился со своим компаньоном и спонсором И. Фустом. Проиграв тяжбу, изобретатель оказался на грани разорения, а Фуст получил оборудование, необходимое для открытия собственной типографии. Его партнёром выступил бывший подмастерье Гутенберга – каллиграф П. Шеффер. В результате в 1518 г. Фуст был объявлен изобретателем книгопечатания, а его типография, перешедшая к Шефферу и его наследникам, проработала до 1555 г. (Шомракова. 2008. С. 54). В течение 2-й половины 15 в. книгопечатание стремительно охватывало другие города Германии, откуда вновь распространилось на Италию, в которую переехало много немецких печатников, а также на Францию, Англию, Испанию, Португалию и т. д.
Типографии с момента своего появления рассматривались как коммерческие предприятия, функционирующие в капиталистической логике: мелкие производства быстро становились нерентабельными, а шанс на выживание обеспечивало лишь масштабирование бизнеса. Отчасти поэтому к концу 15 в. тираж книг вырос с первоначальных 150–200 до 1 тыс. экз. (Функе. 1981. С. 55). Печатники А. Кобергер и А. Руш заложили основы разделения труда в индустрии книгопечатания со специализацией на предпечатной подготовке, печати, издании, книготорговле и др. (Winship. 1968. P. 19–24).
В 16 в. в Кембридже и Оксфорде появились первые университетские типографии; оформились профессиональные гильдии книгопечатников. В континентальной Европе для нужд деятелей Реформации открывались подпольные типографии, печатавшие агитационные листовки и брошюры. В середине столетия книгопечатание пришло в Россию. В 1553 г. был основан Московский печатный двор. В 1564 г. первопечатник Иван Фёдоров издал книгу «Апостол», а позднее основал Острожскую типографию. В Европе в эти годы работал один из величайших типографов своего времени – К. Плантен, преобразивший типографские шрифты, искусство оформления книги и издавший более 1 тыс. сочинений на различных европейских языках. Деятельность Плантена ознаменовала конец эпохи мастеров-печатников (Winship. 1968).
Развитие типографии: от Нового времени до наших дней
В 17–18 вв. в большинстве стран появились королевские и государственные типографии. В 1626 г. в Риме была основана папская типография Конгрегации пропаганды веры, просуществовавшая до 1909 г., когда она была объединена с типографией Ватикана и переименована в Многоязычную типографию Ватикана (итал. Tipografia Poliglotta Vaticana). Её первый директор – С. Пуалино – изготовил матрицы шрифтов для печати на 23 языках. В эту эпоху началось медленное видоизменение основного инструмента типографии – печатного стана. Происходившие на протяжении двух столетий постепенные усовершенствования были связаны преимущественно с механизацией отдельных частей и постепенной заменой деревянных деталей на металлические. Известен металлический стан, сооружённый французским типографом Ф. А. Дидо и установленный в Королевской типографии в Париже, но особенную популярность получил цельнометаллический стан с противовесом, спроектированный английским учёным Ч. Стэнхоупом. Появлялись и принципиально новые технологические решения. В книге В. Цонка (Zonca. 1607) приведены изображение и описание стана глубокой печати, подробные сведения о котором были опубликованы в книге французского художника А. Босса «Руководство по гравированию» в 1645 г. (Немировский. 1989. С. 266–268).
В 1754 г. И. Г. И. Брейткопф решил трудности с набором нотных знаков, разработав однопрогонный способ воспроизводства нотного текста. До середины 18 в. в печатном деле отсутствовала стандартизация типографских шрифтов. Первую попытку создания типографской системы мер (типометрии) предпринял парижский словолитчик П. С. Фурнье, разработавший собственную систему в 1737 г. и опубликовавший в Париже двухтомное «Руководство по типографике» в 1764–1766 гг. Фурнье ввёл меру в один типографский пункт, равный 0,375 мм. Дидо внёс коррективы в систему Фурнье: пункт, равный 0,3759 мм; 12 пунктов составляют одно цицеро; четыре цицеро – один квадрат. Система Дидо использовалась вплоть до 2-й половины 20 в. (Немировский. 1989. С. 266).
В 18 в. произошло возрождение ксилографии. На протяжении ранней истории книгопечатания основным методом иллюстрирования была углублённая гравюра, позволявшая добиться высокого качества и детализации изображений, однако отличавшаяся трудоёмкостью и не позволявшая совмещать печать иллюстрации и текста. Английский типограф Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию – печать посредством гравюр на досках поперечного распила. Изобретение Бьюика позволило создавать эффект однородности текста и иллюстраций. В конце столетия появилась ещё более революционная технология иллюстрации – литография. Немецкий типограф А. Зенефельдер открыл способ химического разделения краски для печатающих и пробельных элементов, сконструировал первый литографский станок и написал учебник по литографии. Этот метод существенно упрощал и удешевлял процесс иллюстрирования (Немировский. 1989. С. 268–270).
Индустриальная революция 19 в. повлияла и на книгопечатание, преобразив его инструментарий. В эту эпоху происходила масштабная механизация типографий, ознаменовавшая окончание старой ремесленной культуры книги (Функе. 1982. С. 122–123). На этом этапе углублялась специализация в книгопечатании: типография, издательское дело и книготорговля окончательно разделились. В 1803 г. немецкий механик Ф. Кёниг построил механический печатный стан, сочетавший нанесение краски с созданием необходимого давления для её фиксации на листе. Первоначальный механический печатный стан был громоздким и малопроизводительным. В 1812 г. Кёниг представил усовершенствованную модель, в которой для печати использовался вращающийся цилиндр, – плоскопечатную механическую машину с производительностью до 800 оттисков в час. В 1814 г. Кёниг довёл производительность до 1100 оттисков в час – такая машина была установлена в типографии газеты The Times в Лондоне. Кёниг продолжал совершенствовать своё устройство и в 1817 г. совместно со своим компаньоном А. Бауэром открыл первый завод полиграфического машиностроения, на котором изготавливались печатные машины (Немировский. 1989. С. 270–272).
По примеру Кёнига многие изобретатели середины 19 в. работали над созданием ротационных печатных машин. В 1846 г. фирма R. Hoe & Company под руководством типографа Ричарда Хоу, сына известного изобретателя Роберта Хоу, начала производство ротационных машин высокой мощности, прозванных молниеносными (англ. lightning presses). Их производительность достигала 25 тыс. оттисков в час. Эти машины оставались громоздкими, за что были также прозваны мамонтами (англ. mammoth). Революционным оказалось изобретение типографа У. Баллока, представившего в 1865 г. более компактную ротационную машину, печатавшую с полуцилиндрических стереотипов по рулонном бумажному полотну. Такая машина была установлена в типографии газеты The Philadelphia Inquirer и позволяла выпускать 10 тыс. газетных номеров в час (Немировский. 1989. С. 273–273).
В 19 в. в типографиях использовались тигельные печатные машины, уступавшие в производительности плоскопечатным и ротационным, но позволявшие добиться более высокого качества печати при меньшем тираже. На протяжении столетия в ходу оставались и ручные станки, однако, как и тигельные машины, они были переориентированы на специальные цели. Построенный Дж. Клаймером ручной пресс Columbia с рычажной системой использовался вплоть до начала 20 в. для печати малых тиражей.
В это же время появились первые фотомеханические способы иллюстрирования в книгопечатании. Гальванография представляла собой попытку совместить технологию дагерротипии с книгопечатанием. С изобретением фотографии и открытиями в химии была усовершенствована и техника литографии. Наработки французского фотографа А. Л. Пуатевена легли в основу фототипии – литографии, совмещённой с техникой фотографии. Возникли техники гелиогравюры и цинкографии: обе технологии пытались решить задачу репродуцирования посредством использования различных химических соединений (Немировский. 1989. С. 276–277).
В начале 20 в. в типографиях появились новые типы печатных процессов, опиравшиеся на технологии 19 в., – глубокая ракельная и офсетная виды печати. Глубокая ракельная печать выступала попыткой автоматизировать печать гелиогравюр с помощью светочувствительных химических соединений. Офсетная печать заключалась в использовании промежуточного эластичного цилиндра. Возникли технологии копирования текста, самая известная из которых – ксерография (первоначально именовавшаяся электрофотографией), разработанная физиком Ч. Карлсоном и запатентованная в 1942 г.
На рубеже 19–20 вв. в наборе текста начинает применяться техника фотографии (Функе. 1982. С. 128–129). Возможности фотонаборных машин были существенно расширены благодаря ЭВМ. Так, в 1966 г. компания немецкого инженера-изобретателя Р. Хелла выпустила фотонаборную машину дигисет (нем. Digiset), использовавшую при наборе текста цифровое кодирование (Немировский. 1989. С. 287). На протяжении 20 в. печатные машины постепенно вытеснялись принтерами, которые задействовали широкий спектр технологий. В 1925 г. Хелл создал прообраз матричного принтера – телетайпное устройство на базе ударно-оттисковой печати, позднее положившее начало компьютерной цифровой печати. К последующим типографским технологиям относятся струйная, лазерная, термопечать и др. В современных типографиях используются 3D-принтеры, позволяющие печатать трёхмерные полимерные объекты (см. также Аддитивные технологии); тем самым типографии постепенно перестают быть связаны исключительно с книгопечатанием.