Законотворчество
Законотво́рчество, разновидность правотворческой деятельности, состоящая из согласованной системы действий, объединённых в соответствующие стадии, в рамках которой реализуется законодательная функция государства и направленная на создание, изменение или отмену нормативных правовых актов высшей юридической силы. Вопросы законотворчества были предметом научных исследований ряда дореволюционных учёных: Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, Г. Ф. Шершеневича. В дальнейшем, аспектам законотворчества уделяли внимание А. И. Абрамов, Н. А. Власенко, А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, В. М. Сырых, Р. О. Халфина и др.
Особая значимость законов подтверждается конституционным положением о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определённых целях, но только федеральным законом или федеральным конституционным законом.
Законотворчество – творческая, мыслительная деятельность, мотивированная и практически направленная, характеризующаяся особой процедурой и системой принципов.
Законотворчество условно можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под ним понимается деятельность, связанная не только с возникновением идеи о необходимости принятия того или иного закона, но и его экспертиза, обсуждение, принятие. В узком смысле – это лишь деятельность компетентных государственных органов, ограниченная составлением проекта закона, его текста, основных дефиниций и формулировок.
Правовая природа, сущность законотворчества заключается во внешнем выражении и регламентации сложившихся закономерностей социальной жизни, общественных интересов. Законотворчество – это сложный процесс, эффективность которого предопределяется консолидированным воздействием ряда объективных и субъективных факторов различной природы: экономических, политических, нравственных, психологических и иных, основное назначение которых в согласовании, балансе интересов, мнений, убеждений разных социальных групп и слоёв населения. Законотворчество синтезирует в себе и объективные, и субъективные начала, поскольку осуществляется людьми, а, следовательно, не может не зависеть от их воли, ценностных ориентиров, усмотрения и личных качеств.
Законотворчество выступает «составной частью правотворческого процесса» (Матузов. 2011. С. 296), его важнейшим составляющим элементом, обладающим всеми, свойственными правотворчеству, чертами.
Законотворчество – это деятельность исключительно высших представительных государственных органов, что регламентировано положениями ст. 94 Конституции Российской Федерации: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Результатом законотворчества признаётся не вся система нормативно-правовых актов, а лишь те из них, которые обладают высшей юридической силой – законы. Законотворчество осуществляется в форме подготовки и внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, в форме отмены устаревших, утративших значение и не отвечающих уровню развития определённых сфер общественных отношений, принятия новых, соответствующих реально сложившимся отношениям и потребностям общества законов. В процессе законотворчества придаётся юридическое значение (санкционируются) давно сложившимся, отвечающим национальной самобытности государства, регламентирующим отношения между людьми традициям, обычаям и т. д.
Законотворчество – это своеобразное социальное планирование, в ходе которого моделируются общеобязательные правила (варианты) поведения, максимально (с позиции законодателя) отвечающие объективно сложившимся общественным отношениям, интересам, потребностям и, соответственно, гарантирующие наиболее подходящий режим развития и жизни общества (Чухвичев. 2011. С. 23).
Законотворчество перестраивает, видоизменяет юридическую практику, всю систему действующих в обществе нормативных установлений. Законодатель, создавая правовые нормы и облекая их в форму закона, прогнозирует дальнейшее развитие той или иной области общественных отношений, даёт целевые установки участникам этих отношений и устанавливает меры юридической ответственности и принуждения в случае нарушения.
Законотворчество характеризуется органическим единством трёх основных компонентов: познания, деятельности и результата. Эти три элемента в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно единый цикл законотворчества. И профессионализм участников законодательной деятельности необходим для того, чтобы в нормативно-правовых актах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, чтобы законодатели имели возможность своевременно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы (Керимов. 2000. С. 9).
В законотворческой деятельности важны знания о реальных общественных отношениях, перспективах их развития и изменения, знания о правилах юридической техники, тактики, технологии, позволяющие создавать социально обоснованные, отвечающие потребностям общественного прогресса, качественные законодательные акты. Особая роль отводится общественному мнению, широкому привлечению общественности к разработке и обсуждению законопроектов.
Законы, занимающие особое место и выполняющие особую роль в системе нормативно-правовых актов, принимаются в рамках специального, законодательно регламентированного положениями Конституции РФ, федеральными конституционными законами и регламентами палаты (палатами) парламента, процесса, состоящего из ряда процедур, именуемых стадиями законотворчества. К их числу относятся: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (промульгация).
Правомочие, адресованное определённому, строго ограниченному кругу субъектов на внесение в представительный орган законопроектов, подлежащих рассмотрению, называется законодательной инициативой и образует первую стадию законотворчества.
Обсуждение законопроекта – необходимая для доведения проекта законодательного акта до высокого качества стадия. Происходит в нескольких чтениях, как правило, в трёх, на пленарных заседаниях, а в случае необходимости, обусловленной спецификой законопроекта, выносится на всенародное обсуждение. При обсуждении устраняются неточности в формулировках, дефинициях, пробелы и коллизии.
Принятие закона происходит на заседании законодательного органа путём подачи голосов «за» законопроект или «против». Для принятия закона требуется простое (больше половины) или т. н. квалифицированное большинство (2/3, 3/4 и т. д.) голосов, поданных за законопроект.
Стадия опубликования, по общему правилу, складывается из подписания принятого законодательного акта Президентом РФ и его опубликования в официальных источниках («Российская газета», Парламентская газета, Собрание законодательства Российской Федерации). Неопубликованные законы не считаются действующими и имеющими юридическую силу.
Следование обозначенным стадиям законотворчества обеспечивает процедуру движения закона от истоков – зарождения идеи о создании до наполнения его норм определённым содержанием и принятия. Достижение цели, грамотная правовая ориентация гарантируется основополагающими принципами законотворчества, нарушение которых влечёт серьезные недочёты итогов законотворческой деятельности. К ним относятся: принцип научной обоснованности, характеризующийся всесторонним изучением реально назревших потребностей общества; принцип системности, выражающийся в иерархическом построении системы нормативно-правовых актов и принадлежности свойства высшей юридической силы закону; принцип демократизма, проявляющийся в балансе государственных интересов и интересов населения; принцип законности, обозначающий чёткое соответствие правовым предписаниям, регламентирующим законотворческий процесс, а также ответственность лиц за их нарушение; принцип справедливости, обеспечивающий потребности и интересы людей, удовлетворение их гуманистических идеалов.
Признаки законотворчества:
является составляющей единицей правотворчества, обладающей набором характерных черт;
творческий, интеллектуально-мыслительный, мотивированный процесс;
осуществляется только высшими представительными органами государства;
продуктом законотворческой деятельности является закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы;
состоит из ряда последовательных, сменяющих друг друга стадий.
Законотворчество – творческий, социально обусловленный процесс, активно реагирующий на любые изменения в социуме, особенно важно это в период коренных преобразований в государстве, период обновления правовой системы.
Законотворчество – процесс, требующий постоянного совершенствования и обновления. И это касается не только его «продукта» – нормативного правового акта, но и структурных элементов, процедур и механизмов законотворчества. Одним из путей совершенствования и усиления эффективности законотворчества, приобретающим всё большее значение, является правовая экспертиза российского законодательства.