Очерк
О́черк, малый эпический жанр.
Развивается в двух основных формах – художественной и документально-публицистической. Художественный очерк обнаруживает близость к рассказу, однако его построение отличается большей свободой: в нём, как правило, отсутствуют выраженный сюжет и единый конфликт; при ослаблении роли вымысла основное место занимают описания и диалоги; характерной чертой является организующая композиционная роль авторского «я» («Записки охотника» И. С. Тургенева, 1847–1851; «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, 1862–1863, и др.). В документально-публицистическом очерке анализируются реальные факты общественной жизни, нередко – в сопровождении статистических данных и других документальных источников. Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, как и граница между различаемыми по затронутой тематике видами очерков: нравоописательные, путевые, этнографические, лирико-философские, мемуарные и др. Характерна тенденция объединения очерков в циклы, связанные не единым сюжетом, но общностью проблематики.
Зарождение жанра связано с эпохой Просвещения, когда на страницах английских сатирических журналов «Болтун» (1709–1711) и «Зритель» (1711–1714) Р. Стила и Дж. Аддисона появились первые нравоописательные очерки. Широкое распространение бытовой нравоописательный очерк получил в европейской литературе, прежде всего во Франции (О. де Бальзак, Ж. Жанен и др.), в 1830–1840-е гг. В России традиции очеркового жанра были намечены в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова, созданных по образцу английских. Расцвет очерка пришёлся на 1840-е гг., когда он становится ведущим жанром натуральной школы. Вновь актуальным жанр стал во второй половине 1850-х – 1870-е гг. в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (цикл «Губернские очерки», 1856–1857), В. А. Слепцова (цикл «Владимирка и Клязьма», 1861), Г. И. Успенского (цикл «Нравы Растеряевой улицы», 1866) и др. Очерк широко представлен и в литературе 20 в.: «В краю непуганых птиц» М. М. Пришвина (1907), «Моё открытие Америки» В. В. Маяковского (1925), «Четыре урока у Ленина» М. С. Шагинян (1964–1968) и др. Заметное явление отечественной литературы середины 20 в. – «деревенский» очерк: «Районные будни» В. В. Овечкина (1952–1956), «Из записок агронома» Г. Н. Троепольского (1953), «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша (1956–1972) и др.