Социальная инновация
Социа́льная иннова́ция, процесс или результат интеллектуальной деятельности и социальной активности, преобразующий общественные отношения. Социальные инновации предполагают изменение либо создание новых социальных практик и институтов; формирование сообществ (социальных сетей) на их основе.
Родоначальниками идей социального инноваторства как пересмотра правил и создания новых сообществ были социальные мыслители 19 в.: Р. Оуэн, К. Маркс, Э. Дюркгейм. В 20 в. эти идеи операционализируются в контексте теорий активистской социологии, которая видит в социальных инновациях возможность для решения социальных проблем. Ключевые категории, описывающие механизмы социальных инноваций: «участие в диалектике контроля» (Giddens. 1979. Р. 149; Giddens. 1984. Р. 16), «респонсивность» (Etzioni. 1968. Р. 504). Общий смысл этих концептов в том, что свойство социальных инноваций состоит в способности и возможности оказывать косвенные и фрагментарные, но существенные воздействия на какую-либо социальную практику или институты. Институты могут меняться под этими воздействиями или оказываются ригидными, стимулируя мобилизацию инициаторов социальных инноваций.
Эти идеи развиваются в идеологии социального государства и создания практик её воплощения. В частности, Й. Шумпетер видел в социальных инновациях возможности для формирования социальной ткани – горизонтальных связей, основанных не на формальном статусе и отношениях власти – подчинения, а на осознании самими людьми чувства сопричастности к сообществу равных и близких людей и на авторитете лидеров (Шумпетер. 1982). Горизонтальные связи формируют промежуточное пространство между системным миром (экономика, бюрократизированное государственное управление, безличные законы и правила) и жизненным миром (интерсубъективно разделённая коммуникативная практика) (Хабермас. 2007). Это промежуточное пространство – среда для социальных инноваций. Здесь они адаптируются, дорабатываются и видоизменяются, а также распространяются в обществе, осваиваются другими социальными группами и становятся новыми практиками, изменяющими жизненную повседневность многих людей.
Процесс социальных инноваций развивается, как правило, в границах 3 тенденций, которые определяют их возникновение, развитие, стагнацию и угасание:
Мобилизуется инициатива и творческий потенциал активных людей, создаются новые способы решения социальных проблем, возникают устойчивые практики, востребованные в разных слоях общества.
Процесс мобилизации творческого потенциала ограничивают безличные или персонифицированные требования рынка, предписывающие социальным инициативам логику коммерческого успеха.
Ещё один ограничитель – государственные нормативные установления, регламентирующие активность социальных инноваторов государственные нормативные установления, которые становятся всё более жёсткими по мере развития инициативы.
Давление государственных и рыночных институтов приводит к возникновению феномена институционального изоморфизма (функционального сходства, принудительного и/или подражательного) (Димаджио. 2010). Правила и доктрины начинают придумывать внешние субъекты. Сложившийся институциональный порядок начинает испытывать кризис: доминантные, структурообразующие группы перестают справляться с задачей социальной интеграции из-за неадекватности изоморфных институтов потребностям общества. Общество лишается необходимых для динамичного развития инициативы и гибкости; сетей горизонтального взаимодействия и поддержки, необходимых для единства, сплочённости, способных создавать основы ценностного согласия. В тех сферах общественной жизни, которые не регулируются существующей системой норм и правил (в силу их отсутствия или же неработоспособности), возникают низовые инициативы вокруг локальных интересов и ценностей (Тилли. 2019). Этот процесс оказывается устойчивее там, где есть нерешённая социальная проблема и есть запрос (явный или латентный) на её решение; где у людей есть хотя бы минимальный опыт совместной деятельности; где есть связи (родственные, соседские, профессиональные). И где люди начинают осознавать, что существующие способы и традиционные субъекты решения проблем несостоятельны перед новыми вызовами. Авторы идей и технологий решения социальных проблем становятся лидерами процесса создания и использования социальных инноваций.
В России понятие «социальная инновация» вошло в исследовательский лексикон и в проектирование новых общественных практик в 2000-е гг. Оно стало обозначать деятельность по изменению общественных отношений с помощью различных инструментов. Это законодательная работа; создание (либо заимствование) и внедрение социальных технологий для решения актуальных общественных проблем; создание новых концепций (новая мода на стили жизни; биографические и социальные проекты и инициативы; феномены культуры); организационное оформление общественных и предпринимательских инициатив; возникновение новых и трансформация прежних социальных субъектов этой деятельности. В перечень видов деятельности, где востребован креативный потенциал социальных инноваторов, входят практически все общественные проблемы – от детской преступности и сиротства до рынка социальных услуг.
Ключевые позиции идеологии социального инноваторства в России: сотрудничество государства, бизнеса и гражданского общества в решении социальных задач; современные информационные технологии. Декларируется исключение протестных действий, их пропаганда и тиражирование (Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год).
Организационные формы, в которых существуют субъекты социальных инноваций в России: некоммерческие организации, социальные предприниматели, профсоюзы, церковные приходы, муниципалитеты, территориальные органы самоуправления. Действуют разнообразные общественные организации: профессиональные объединения (союзы, ассоциации, общества), экспертные сообщества, волонтёрские объединения, бизнес-ассоциации, досуговые сообщества. Они в большей или меньшей степени демонстрируют свою социальную субъектность: выступают с инициативами изменения законов и правил; изобретают и внедряют новые способы решения социальных проблем; создают новые сообщества или реанимируют прежние; создают площадки диалога разных социальных субъектов. Возникают инфраструктурные проекты, функция которых – тиражирование социальных практик (Социальные инновации. 2016). Активность социальных инноваторов может поддерживаться целевыми группами, если последним создаются легитимные коридоры возможностей самореализации и институциональное доверие этим возможностям.