Печатный станок
Печа́тный стано́к (ручной типографский станок), техническое устройство, предназначенное для перенесения текста с набора подвижных окрашенных металлических литер, которые составляют печатную форму, на бумагу посредством пресса. Изобретён немецким первопечатником и первым европейским типографом И. Гутенбергом около1440 г. Появление печатного станка ознаменовало переход от культуры рукописных книг к книгопечатанию и стало одним из ключевых событий в истории Западной Европы.
История создания
Печатный станок относится к числу главных изобретений 15 в., появление которого обусловлено комплексом социально-культурных, экономических и технологических предпосылок. Растущая образовательная роль университетов, рост городского населения и зарождение буржуазии сформировали спрос на книги, который не мог быть удовлетворён в достаточном объёме культурой рукописей. Распространение бумаги и бумажных мануфактур обеспечило индустрию книгопечатания сырьём. Другими технологическими инновациями, предопределившими создание первого печатного станка, стало обнаружение подходящего состава чернил, разработка способа отлития и идентичного воспроизведения литер из долговечных сплавов, конструкции печатного пресса и изобретение типографского шрифта.
Решение основных технических проблем, связанных с процессом книгопечатания, приписывают немецкому ювелиру, инженеру и изобретателю И. Гутенбергу, значительно реже – голландскому книгопечатнику Л. Я. Костеру и печатнику из Авиньона П. Вальдфогелю (Немировский. 1989. С. 74–84; Febvre. 2010. P. 54–55). Последний стал известен в конце 19 в. благодаря аббату А. Реквену, опубликовавшему серию статей, посвящённых находкам из архивов Авиньона. Реквен утверждал, что пражский ювелир Вальдфогель в 1444–1446 гг. практиковал «искусство искусственного письма» (лат. ars artificialiter scribendi), ради которого отлил два алфавита из стали, оловянные и железные формы, стальной винт и иные детали, которые гипотетически могли быть частями печатного станка. Существует непопулярная в научной среде гипотеза о тождестве Вальдфогеля и Гутенберга.
Версию о первенстве в изобретении печатного станка пономаря из нидерландского г. Харлем Костера впервые выдвинул историк 16 в. А. де Йонге. Ей предшествовала гипотеза голландского гуманиста Я. ван Цурена о том, что книгопечатание зародилось именно в этом городе. По свидетельству де Йонге, которое не считается исторически достоверным, Костер сначала изготовил ради забавы деревянные литеры, а затем заменил их металлическими и напечатал с их помощью популярное богословское сочинение «Зерцало человеческого спасения» (лат. «Speculum Nostrae Salutis»), фрагменты которого были найдены и изучены как редкие образцы раннеголландской печати.
Изобретение печатного станка и, соответственно, книгопечатания традиционно датируют 1440-м г. В 1540 г. немецкие типографы под предводительством Г. Люфта, последователя и издателя трудов М. Лютера, отметили 100-летие книгопечатания; «столетние празднества» (нем. Säkularfeier) проводились регулярно за исключением 1940 г., выпавшего на период Второй мировой войны.
Французские историки Л. Февр и А. Мартен отмечают, что начало книгопечатания и изобретение печатного станка при всём разнообразии альтернативных версий связаны с немецким г. Майнц, в котором в середине 15 в. работал мастер Гутенберг. Однако ни одна из сохранившихся инкунабул – книг, напечатанных до 1501 г., – не содержит имени Гутенберга в качестве издателя. Атрибуция гутенберговских книг происходит косвенно, по редким биографическим свидетельствам первопечатника – разнообразным архивным документам, долговым книгам, судебным выпискам и др.
Немецкий книговед Ф. Функе показывает, что основой изобретения Гутенберга было множественное воспроизведение отдельных литер. Штамп-пунсон, изготовленный из твёрдого металла с зеркальной гравировкой буквенного знака, вдавливался в мягкий металл для получения буквенной матрицы, которая заливалась свинцом с помощью отливного приспособления. Так изготавливались идентичные и прочные литеры, которые затем раскладывались по определённой системе в отделениях специальной наборной кассы, а затем в наборной верстатке, скреплённые с помощью шпагата. Задействовался сам пресс – конструкция из плиты, винта и каретки, обеспечивавшая непосредственный процесс печати. Гутенберг также изготовил краску достаточной жирности для печати по бумаге (Функе. 1982. С. 29–30).
Первые издания
14 августа 1457 г. была издана «Майнцская псалтирь» (нем. «Mainzer Psalter») – первая книга, снабжённая полными выходными данными. Её издателями стали бывшие компаньоны И. Гутенберга – И. Фуст и П. Шёффер, которые после ссоры и судебной тяжбы с партнёром открыли собственную типографию, используя изобретённые им технологии. Отмечаемое исследователями технологическое совершенство «Майнцской псалтири» подтверждает, что к середине 1450-х гг. книгопечатание достигло высокого уровня. Самая ранняя из, вероятно, напечатанных Гутенбергом работ, датируемая 1445 г., – «Фрагмент о Страшном суде» [нем. «Fragment vom Weltgericht»; отрывок из «Сивиллиной книги» (лат. «Libri Sibyllini»)]. К ранней печати Гутенберга также относят 24 издания латинской грамматики Элия Доната и некоторые официальные малолистные издания. Астрономический календарь на 1448 г. также долгое время причисляли к первым печатным брошюрам, однако позднее было доказано, что текст мог быть выпущен не раньше 1457–1458 гг. В честь латинских грамматик и календаря назван наиболее ранний шрифт Гутенберга – «донато-календарный» шрифт DK.
Главной работой первопечатника традиционно считается 42-строчная Библия, также известная как Библия Гутенберга, датируемая 1452–1455 гг. Использованный в ней шрифт, В42, отличался от предшествующих работ: он был изящнее DK и имитировал стиль рукописного письма. Для набора использовались 290 литер; в тексте встречаются характерные для манускриптов аббревиатуры и лигатуры – составные буквы. Библия издавалась в двух томах – 324-страничном и 317-страничном; часть экземпляров были отпечатаны на пергамене, остальные – на бумаге. К другим работам Гутенберга относят 36-строчную Библию и «Католикон» (лат. Summa grammaticalis quae vocatur Catholicon) – словарь с изложением латинской грамматики (Функе. 1982. С. 30–35). Помимо шрифтов Гутенберга, среди ранних образцов типографического ремесла выделяют также несколько шрифтов, принадлежащих «Печатнику Зерцала», как именуют автора приписываемого Л. Я. Костеру «Зерцала человеческого спасения» (Немировский. 1989. С. 83). Наиболее известные из них – шрифт Понтана, названный в честь набранного им юридического трактата Л. Понтана, и шрифт «Салицето, или Доктриналов», использованный для печати популярного учебника латыни начала 12 в. – «Доктринала».
Изобретение Гутенберга из Майнца проникло сначала в другие немецкие земли, а затем быстро распространилось в другие страны. Вплоть до начала 19 в. печатный станок Гутенберга служил главным инструментом книгопечатания, и хотя с течением времени механизм модернизировался (деревянные детали заменялись металлическими, совершенствовались некоторые конструктивные элементы), его устройство не испытывало принципиальных изменений до появления первых печатных машин.
Значение
Американский историк культуры Э. Эйзенстайн для характеристики влияния печатного станка на историю Западной Европы использовала термин «печатная революция», а отечественный историк и искусствовед С. В. Мурашкина называет книгопечатание «революцией Гутенберга» (Eisenstein. 2005; Мурашкина. 2019). По мнению Эйзенстайн, изобретение И. Гутенберга сделало возможной Реформацию, оказало влияние на культуру Возрождения и становление науки в раннее Новое время, было главным катализатором социально-политических изменений в Европе (Eisenstein. 1980). В то же время Эйзенстайн указывает, что само восприятие печатного станка было неоднозначным. Так, И. Фуст, долгое время считавшийся ключевой фигурой в изобретении книгопечатания, часто демонизировался: о нём говорили как о некроманте и алхимике, сравнивая с доктором Фаустом, а сам печатный станок воспринимался как творение злого гения (Eisenstein. 2011). Французский историк и специалист по истории книгопечатания Ф. Барбье отмечает, что без учёта роли печатного станка невозможно понимание модерна и возникновения национальных государств (Барбье. 2018).
Теоретик медиа Г. М. Маклюэн указывал, что различие между человеком эпохи рукописной книги и человеком эпохи книгопечатания сравнимо с различием между дописьменной и письменной культурами (Маклюэн. 2005. С. 136). В работе «Галактика Гутенберга» Маклюэн предпринял попытку проанализировать влияние изобретения печатного станка и книгопечатания на судьбу человечества. С его точки зрения, появление и распространение печатных книг породило культуру усиленной визуальности с присущей ей унифицированностью и однородностью знания, лишённого аудиальных и тактильных черт культуры манускриптов (Маклюэн. 2005).