Блог
Блог, интернет-дневник, отдельная страница (англ. standalone), аккаунт в социальной сети или раздел на сайте, где новые материалы публикуются последовательно и располагаются в хронологическом порядке. Блоги – феномен web 2.0, т. е. эпохи, в которую пользователи начали изготавливать контент самостоятельно. В отличие от обычных сайтов, блоги, как правило, имеют непрофессиональный характер, их ведут не специалисты, получающие за свой труд зарплату, а самодеятельные авторы или группы энтузиастов (коллективный блог). Тем не менее блогами иногда называют и профессиональные колонки в СМИ, и простые с точки зрения дизайна коммерческие сайты. Ныне к блогам относят многообразие медийных продуктов от микроблогов в Twitter до YouTube-каналов, от личных дневников до тематических малых медиа с коммерческой составляющей.
История блогов
Прародителями блогов можно считать форумы, чаты и конференции в Интернете и альтернативных компьютерных сетях, таких как Фидонет. Первым выражение web log использовал в 1997 г. по отношению к своей страничке «Мудрость роботов» Й. Баргер, принадлежавший к субкультуре гиков (Wortham. 2007). Свои посты Баргер посвящал самым разным темам – от искусственного интеллекта и собственного трудного детства до творчества певицы Кейт Буш, а также публиковал ссылки на другие интересные ресурсы в Сети (Djuraskovic. 2022).
Сокращение blog придумал программист П. Мерхольц. Однако интернет-дневники и интернет-журналы существовали и ранее. Так, первым блогом иногда называют страничку создателя URI, URL, HTTP, HTML и Всемирной паутины Т. Бернерса-Ли.
Бурное развитие блогов началось с изобретением платформ для блогинга и социальных сетей. Первым таким сервисом стал Blogger.com, основанный в 1999 г. американской компанией Pyra Labs. Огромный толчок к развитию блогинга дало появление платформы LiveJournal («Живой журнал»), основанной программистом Б. Фицпатриком. В этой экосистеме блогов были реализованы ключевые для блогинга коммуникативные решения: возможность «добавлять друзей» и читать «ленту друзей», комментировать сообщения и републиковать посты других пользователей, создавать «сообщества», т. е. коллективные блоги, настраивать уровни приватности. В «Живом журнале» блогеры могли широко использовать возможности оформления собственных записей, добавляя картинки, видео, теги и внутренние ссылки, подробно рассказывать о себе в разделе «User Info» и искать друзей по интересам. Фактически «Живой журнал» содержал функционал платформ, которые позднее стали называть «социальными сетями».
Преимущество блогов состояло в их технической простоте – зарегистрироваться на платформе и начать публиковать записи было значительно проще, чем создать собственный сайт с помощью бесплатного конструктора. Блоги заводили журналисты, литераторы, политики, общественные деятели, учёные, художники, которым хотелось иметь персональное медиа. Ключевое отличие блогов от сайтов состояло в режиме коммуникации автора и читателя: в отличие от пользователя эпохи доткомов, блогер одновременно производит, потребляет, комментирует и распространяет контент.
Особое значение блоги приобрели в России. Если на Западе блог-сервисы, будь то Livejournal или Facebook (корпорация Meta, внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации) использовались преимущественно для межличностной коммуникации (рассказа о событиях дня, публикации фотографий из путешествий, обсуждения хобби), в России они стали общественной трибуной, субститутом независимой прессы. Высказывания публичных персон в блогах часто становятся предметом общественной дискуссии и темой для комментариев должностных лиц.
В 2020-х гг. блоги приобрели политическое значение и в США. Так, микроблог 45-го президента США Дональда Трампа в социальной сети Twitter был его ключевым каналом коммуникации с избирателями в условиях враждебности либерально настроенной традиционной прессы. В условиях обострения политической дискуссии мобилизация сторонников через блоги рассматривалась как подрывная практика, ставящая под удар роль прессы как экспертной инстанции, а значит, и демократические институты в целом.
В 2021 г. наблюдатели всё чаще описывали блоги и социальные сети как «новые медиа», подчёркивая их политическое, культурное, общественное и экономическое значение (Uses of blogs). Последнее привело к появлению новой отрасли рекламы, SMM – маркетингу социальных сетей. Аккаунты в социальных сетях ведут и транснациональные корпорации, и малый бизнес, а реклама в популярных блогах приносит миллионные прибыли их владельцам.
Виды блогов
Блоги различаются по типу контента, который предпочитают публиковать авторы. От типа контента во многом зависит и выбор сервиса. Так, люди, увлечённые фотографией, предпочитают использовать платформу Instagram (корпорация Meta, внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации). При этом Instagram также используют или активно использовали ранее главы российских регионов, например, глава Чечни Р. А. Кадыров или глава Калмыкии Б. С. Хасиков. Любители видео используют YouTube или TikTok. Авторы, предпочитающие тексты, выбирают Facebook, Telegram или «Живой журнал», те, кто мыслят более афористично – регистрируются в Twitter с его ограниченным числом символов в посте.
Блоги можно разделить на авторские и, не столь распространённые, коллективные («Хабр», dirty.ru, «Упячка»). В последнем случае разные пользователи могут публиковать посты в блоге под своей подписью как в «группе» в Facebook или в «сообществе» в Livejournal.
С развитием SMM и рынка рекламы в блогах принципиальное значение приобрело деление на коммерческие и инициативные блоги. Когда блоги только появлялись, их вели энтузиасты. Была популярна фраза «Я не блогер, у меня есть профессия». Размещение рекламы, тем более скрытой рекламы, «джинсы» осуждалось. Ныне многие изначально заводят блоги, чтобы добиться популярности и начать зарабатывать на рекламе. Только в Великобритании объём рынка блогинга составляет 4 млрд фунтов стерлингов (Кортни-Смит. 2018).
Часть блогов по-прежнему представляют собой личные дневники, где люди делятся мнениями или рассказывают о событиях своей жизни (Johnson. 2011), а часть – имеют строго определённую тему. Последнее особенно характерно для Telegram, где «каналы» (т. е. блоги) работают как агрегаторы тематического контента (отраслевого, культурного, научного, регионального и т. д.)
Блоги делятся на анонимные и ассоциированные с реальными людьми. В самом начале развития блогинга, в «Живом журнале», люди выступали под никнеймами, часто скрывая собственное имя. В сетях, формально запрещающих анонимность, таких как Facebook и «ВКонтакте», пользователи стали выступать под собственными именами. С 2016 г. многие отмечают ренессанс анонимного блогинга в Telegram.
Популярные блоги
Крупнейшие сайты с миллионными аудиториями позиционируют себя в том числе как блоги – huffingtonpost.com, mashable.com, tmz.com, gawker.com. Эти и подобные ресурсы регулярно занимают первые строчки в рейтингах блогов. Огромную популярность имеют личные блоги артистов, спортсменов, звёзд шоу-бизнеса и других знаменитостей. Телевидение и глянцевая пресса всё больше уступают блогингу как форме коммуникации с поклонниками.
В России большой вес имеет сообщество YouTube-блогеров (влогеров, где «в» – видео). Первыми авторами популярных видеоблогов в начале 2010-х гг. были Рома Жёлудь, Анжела Лондон, С. Давыдов. Во 2-й половине 2010-х гг. появилась целая плеяда новых авторов: Ю. А. Дудь (признан иностранным агентом), Е. В. Баженов, Ивангай, Катя Клэп и др. Блогеры получают крупные рекламные контракты, активно мелькают в традиционных медиа и даже встречаются с министрами. Так, видеоблогер Н. Соболев (признан иностранным агентом) обсуждал с В. Р. Мединским проблему низкой эрудиции российской молодёжи.
Пользователи высоко ценят анонимные текстовые блоги в мессенджере Telegram. В Instagram популярность существенно коррелирует с реальным «публичным весом» блогера. Так, самую большую аудиторию собирают селебрити, получившие известность ещё в доцифровую эпоху, как, например, К. Собчак.