Свобода творчества
Свобо́да тво́рчества, естественное комплексное право каждого человека на свободный выбор направления и темы своего творчества. Право свободно, самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц осуществлять в условиях отсутствия цензуры творческую деятельность в целях создания культурных ценностей и их интерпретации, включая право применять любые изобразительные средства и художественные приёмы для достижения избранной творческой цели при условии соблюдения правовых и иных общепринятых социальных норм.
Понятие «творчество»
Творчество можно рассматривать как правовую и духовно-культурную категорию.
Творчество (синонимами считаются созидание, сотворение) понимается как деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей, новых объектов на основе оригинальных идей или замыслов. Происхождение термина связывают по одной из версий с древнерусским словом tvorī́tī «держать», по другой – со словом «твёрдый»; «творить» буквально – «делать прочным».
В философии под творчеством понимается создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности (Философия. 2004. С. 449; Философский словарь. 1986. С. 474).
Универсальный энциклопедический словарь определяет понятие «творчество» как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью (Универсальный энциклопедический словарь. 2003. С. 1277).
Все приведённые толкования рассматривают творчество как деятельность или процесс деятельности, поэтому понятия «творчество» и «творческая деятельность» являются синонимичными.
Итак, творчество можно определить как деятельность по созданию научных, литературных, художественных, музыкальных и других произведений, изобретений, компьютерных программ, промышленных образцов, а также иную деятельность по созданию качественно новых уникальных материальных и духовных ценностей и их интерпретации. Особое место занимает правотворческая деятельность – процесс разработки законопроектов, принятия законов и других нормативных правовых актов.
Современное понимание свободы творчества
С современных позиций свобода творчества рассматривается в нескольких аспектах: субъективное право человека; принцип творческой деятельности; одно из главных условий прогрессивного развития общества.
Свобода творчества – естественное комплексное право (гарантированная законом возможность) каждого человека на свободный выбор направления и темы своего творчества, свободное, самостоятельное, без вмешательства государства или иных лиц осуществление в условиях отсутствия цензуры творческой деятельности в целях создания культурных ценностей и их интерпретации, включая право применять любые изобразительные средства и художественные приёмы для достижения избранной творческой цели в рамках, установленных правовыми и иными общепринятыми социальными нормами. При этом любой общедоступный результат творческой деятельности не должен содержать признаков экстремизма, угроз национальной безопасности, призывов к незаконной деятельности, нарушать права человека, унижать достоинство, оскорблять религиозные чувства.
Свобода творчества также рассматривается как принцип, основополагающее начало, согласно которому автор (коллектив авторов) произведения вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные, музыкальные, художественные и иные средства и приёмы для достижения избранной творческой цели.
Свобода творчества как проявление свободы личности в духовно-культурной сфере признаётся одним из основных критериев прогресса, показателем цивилизованности и одновременно условием прогрессивного развития государства и общества. Гарантированная государством возможность свободно осуществлять творческую деятельность способствует не только всестороннему духовному развитию и самореализации личности, но и создаёт условия для духовно-культурного, научно-технического, экономического и социального развития общества, сохранения и передачи из поколения в поколение нравственных ценностей, исторически сложившихся традиций, национальной и культурной самобытности, укрепляет культурный, научный и экономический потенциал государства.
Международно-правовые аспекты регулирования свободы творчества
Свобода творчества признана всеми современными государствами в качестве одного из главных элементов духовно-культурной жизни, прямо или косвенно закреплена в международно-правовых актах, конституциях и законодательстве России и зарубежных стран.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. не содержит термина «свобода творчества», это понятие вытекает из смысла ст. 27, провозглашающей право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, в научном прогрессе и право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Более чётко норму о свободе творчества формулирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: государства-участники обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. не только закрепляет, но и в определённой степени раскрывает, конкретизирует содержание свободы творчества, устанавливая: «каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и в частности на своём родном языке» (ст. 5). В данном документе делается акцент на предоставление подписавшими декларацию государствами возможности для самовыражения, творчества.
Конституционно-правовые аспекты регулирования свободы творчества
Общепризнанные принципы и нормы международного права и положения международно-правовых актов в отношении свободы творчества нашли отражение в конституциях России и зарубежных государств. Так, Конституция Федеративной Республики Германия в ст. 5 провозглашает: «Искусство и наука, исследования и преподавание свободны». Аналогичная норма закреплена в ст. 33 Конституции Итальянской Республики: «Искусство и наука свободны, и преподавание их свободно». Согласно ст. 20.1 Конституции Королевства Испания признаются и защищаются: а) свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения; b) производство и создание литературных, художественных, научных и технических произведений; с) свобода преподавания.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 44 свободу творчества, отказывается от традиционной для большинства норм о правах человека формулировки «каждый имеет право», провозглашая: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, акцент делается на гарантированности как самой свободы творчества, так и результатов творческой деятельности.
Правовое регулирование свободы творчества в РФ
Конституционные права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны. Реализация свободы творчества невозможна вне связи с другими конституционными правами и свободами: свободой мысли, слова, преподавания, участия в культурной жизни, свободным функционированием средств массовой информации, охраной права на интеллектуальную собственность.
Свобода творчества может быть реальной, а не мнимой только при условии реализации фундаментальных принципов организации государственной и общественной жизни, закреплённых в главе 1 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя: демократического правового характера государства, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, идеологического многообразия, многопартийности. Основы конституционного строя одновременно выступают гарантиями свободы творчества, как и других прав и свобод человека и гражданина.
При этом свобода творчества не может быть абсолютной. В целях охраны публичных интересов и интересов отдельных лиц Конституция и законодательство России вводят необходимые разумные ограничения. В наиболее общем виде такое ограничение выражено в ч. 3 ст. 17 Конституции: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В ч. 3 ст. 55 Конституция РФ устанавливает рамки ограничений прав и свобод человека, а значит, и свободы творчества, во-первых, тем, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом. Это значит, что никакие другие акты ограничивать свободу творчества не могут. Во-вторых, ограничения допустимы только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проявления творческой деятельности многообразны, соответственно, нормативно-правовое регулирование, направленное на охрану свободы творчества и устанавливающее необходимые ограничения, является сложным и многоуровневым, включающим федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ (конституции, уставы, законы). Дополнительные гарантии свободы творчества могут быть установлены актами органов местного самоуправления.
Некоторые общие положения, относящиеся к свободе творчества, а также легальное определение понятия «творческая деятельность» даются в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (далее – Основы): Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация (ст. 3). В Основах также упоминается близкое по смыслу понятие «культурная деятельность», под которой понимается деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Очевидно, понятие культурной деятельности является более широким. Оно включает, в числе прочего, создание культурных ценностей в результате творческого процесса, а это и есть не что иное, как творчество. В то же время к культурной деятельности относятся сохранение, распространение, освоение культурных ценностей, что отнюдь не всегда можно признать творчеством. Поэтому понятия творческой деятельности и культурной деятельности не идентичны.
Основы также закрепляют комплексное право на творчество, включающее такие элементы, как право каждого человека на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, право заниматься творческой деятельностью как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе, равноправие в области авторского права и смежных прав, право на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Гарантии, ограничения и запреты при реализации свободы творчества
Нормы Основ конкретизируют гарантии и ограничения свободы творчества, закрепляя недопустимость вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда подобная деятельность ведёт к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности. В качестве гарантий Основы законодательства РФ о культуре также устанавливают, что государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих работников, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено российским законодательством. Закреплённые в Основах запрет вмешательства в творческую деятельность, поддержка творческих союзов и взаимодействие с ними выступают гарантиями свободы творчества.
Общественные объединения творческой направленности имеют представительство в Общественной палате Российской Федерации, общественных палатах субъектов Российской Федерации, что позволяет им участвовать в законодательном процессе на федеральном и региональном уровнях. Для защиты профессиональных интересов создаются творческие союзы, активно сотрудничающие с органами публичной власти. Осуществляется грантовая поддержка творческих работников, привлечение их к участию в различных комиссиях, экспертных советах при органах власти, проведение совместных мероприятий, поддержка национально-культурных автономий.
Гарантии свободы творчества и необходимые рамки ограничений устанавливают и другие законы. Так, гарантии обеспечения интеллектуальных прав, возникающих в результате творческой деятельности, достаточно подробно регулируются разделом 7 ч. 4 Гражданского кодекса РФ, нормы которого закрепляют права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая авторское право и смежные права, интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, права на селекционные достижения, на топологии интегральных микросхем, на секреты производства (ноу-хау).
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» закрепляет свободу массовой информации, недопустимость цензуры, под которой понимается требование от редакции средства массовой информации (СМИ) со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В целях обеспечения свободы творчества и недопустимости злоупотребления правом данный закон содержит некоторые запреты и ограничения. В их числе запрет использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Закон также запрещает использование скрытых вставок и иных технических приёмов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и/или оказывающих вредное влияние на их здоровье. СМИ не могут содержать сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В законе специально оговариваются запреты и ограничения при освещении контртеррористической операции.
Ограничения свободы творчества, установленные российским законодательством, должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде решений сформулировал следующие правовые позиции: «В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют устанавливать ограничения закрепляемых ими прав, федеральный законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры, не прибегая к способам регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права и приводили бы к утрате его реального содержания; при определении условий реализации фундаментальных прав и их возможных ограничений, даже имея намерение воспрепятствовать злоупотреблению правом, он обязан обеспечивать – исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности – баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений» (По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. Н. Егорова : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2022 № 8-П).
Одной из распространённых форм народного творчества является народный художественный промысел, т. е. деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и/или декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого труда. Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» содержит гарантии свободы творчества в виде государственной поддержки организаций народных художественных промыслов.
Спорные аспекты реализации свободы творчества
Законодательное регулирование не может охватить и конкретизировать все нюансы в такой сложной и тонкой сфере, как творчество. Немаловажное значение имеют нормы морали, религии, этики, устанавливающие запреты на определённые темы и средства выражения, например запрет на оскорбительные и обидные шутки о Боге и священнослужителях, религиозных культах, на изображение пророка Мухаммеда в исламе, оскорбляющие чувства верующих, а также на изображения, фильмы, видео явно безнравственного характера.
Нередко возникают проблемы, связанные с неоднозначностью оценки творческих произведений, их допустимости к публичному распространению. Например, споры о постановке в 2014 г. классической оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета не утихают до сих пор. В частности, митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и верующих возмутил образ Христа, представленного в постановке грешником, и появлявшийся время от времени на сцене провокационный постер. В феврале 2015 г. против режиссёра и директора театра возбуждалось (позднее было прекращено) административное производство в связи с осквернением религиозных символов. Известные театральные деятели страны проявили цеховую солидарность и выступили в защиту свободы творческой интерпретации классической оперы. Противники и сторонники спорного сценического решения оперы «Тангейзер» организовали несколько акций для публичной демонстрации своей позиции. Молитвенное стояние против постановки оперы собрало сотни православных активистов, требовавших уволить режиссёра-постановщика и убрать оперу из репертуара.
Другой пример, связанный с неоднозначной интерпретацией творчества известного американского фотохудожника, – проходившая в сентябре 2016 г. в Москве выставка «Джок Стерджес. Без смущения». Часть посетителей сочли провокационными изображения обнажённых детей и подростков. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, некоторые политические деятели обратились в Генеральную прокуратуру РФ с предложением проверить мероприятие на соответствие закону, в частности на наличие или отсутствие признаков преступления, предусмотренного ст. 242.1 Уголовного кодекса РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». 25 сентября 2016 г. вход на выставку заблокировали представители общественной организации «Офицеры России». В итоге организаторы приняли решение закрыть экспозицию. Общественное мнение о выставке было неоднозначным. Одни посетители увидели красоту изображений, другие – провокацию педофилии. Ещё в 19 в. А. С. Пушкин, отмечая, что «действие книги множественно и постепенно» (Пушкин. Т. 7. 1964. С. 302), подчёркивал сочетание свободы с ответственностью авторов перед обществом, необходимость соблюдать закон и общественную мораль: «Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом» (Пушкин. Т. 7. 1978. С. 207).
Вопросы обеспечения эффективной реализации свободы творчества
Реализация конституционной свободы творчества сталкивается и с другими проблемами. Главная из них – экономическая. Обеспечение права на свободу творчества – это прежде всего создание достойных условий для реализации творческого потенциала, социальная защищённость. Художник, даже формально свободный, не является таковым в силу экономической зависимости. Оригинальная творческая манера не всегда сразу воспринимается обществом. Общеизвестны факты неприятия обществом ранних работ Ван Гога, Я. Вермеера, произведений Ф. Кафки, Эдгара По, музыки И. С. Баха и многих других непризнанных при жизни гениев. Создавшие мировые шедевры творцы испытывали материальную нужду.
Важной задачей государства является разработка новых и использование существующих в мировом интеллектуальном пространстве методик, позволяющих на раннем этапе обучения и воспитания выявлять склонности ребёнка к тому или иному виду творческой деятельности и создавать условия для развития, возможно, путём создания специальных кластеров по примеру федеральной территории «Сириус». Недооценка государством и бизнес-сообществом необходимости более существенной поддержки культуры может привести к социальной деградации, соответственно, необходимо не только усилить поддержку творческих работников со стороны государства, но и разработать стимулирующие меры по отношению к бизнес-структурам, вкладывающим средства в развитие творческого потенциала, сохранение культурного наследия.
По мере развития общественного прогресса неизбежно возникают и новые проблемы. По мнению Н. С. Бондаря (судьи Конституционного Суда РФ в отставке), бурное развитие цифровых технологий, технологизация, цифровизация нашей жизни – всё это «порождает принципиально новые проблемы соотношения власти и свободы, свободы и ответственности, ограничений традиционных прав и юридического оформления новых прав личности как субъекта информационно-цифрового пространства» (Бондарь. 2019. С. 29). Развитие информационных технологий в эпоху 4-й промышленной революции способствует созданию условий для общедоступности шедевров мирового искусства. При всех положительных сторонах данного процесса это порождает массовые нарушения интересов авторов творческих произведений, правообладателей. Необходимо заняться созданием действенных механизмов охраны авторских прав в Интернете.
Эффективность гарантий свободы творчества в немалой степени зависит от активности институтов гражданского общества, от самих граждан, использующих конституционное право на самозащиту всеми законными способами.