Средства индивидуализации
Сре́дства индивидуализа́ции, обозначения, используемые в гражданском обороте с целью персонификации (идентификации) юридических лиц, их продукции, работ и услуг. Средствами индивидуализации являются фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и географические указания. В некоторых странах к ним относят также коммерческие обозначения, наименования некоммерческих организаций и доменные имена.
Индивидуализация товаров и их производителей уходит корнями в глубь веков – ещё в Древней Индии, а позднее в Риме существовал обычай наносить фабричные клейма на изделия ремесленников и винные пробки.
С точки зрения правовой охраны средства индивидуализации приравнены к результатам интеллектуальной деятельности. В отношении одних средств индивидуализации для защиты требуется соблюдение формальностей (товарные знаки), регистрация других осуществляется одновременно с регистрацией юридического лица (фирменные наименования), третьи – охраняются независимо от регистрации (коммерческое обозначение). Охрана одних средств индивидуализации ограничена сроком (товарные знаки, знаки обслуживания), другие действуют бессрочно до тех пор, пока существуют субъект или объекты индивидуализации (наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и коммерческие обозначения). Некоторые средства индивидуализации могут быть предметом отдельных сделок (лицензионных и концессионных), другие переходят к новому субъекту только при передаче имущественного комплекса в целом. Как правило, средства индивидуализации включаются в состав нематериальных активов юридического лица.
В России регулирование отношений по поводу средств индивидуализации осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ (гл. 76).
На международном уровне принят ряд конвенций по вопросам защиты средств индивидуализации от неправомерного использования, в том числе Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указателей источника на товарах 1891 г., администрирование которых осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности. Эта же организация ведёт глобальную базу данных по брендам. Вопросы трансграничной охраны средств индивидуализации вошли в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. в рамках Всемирной торговой организации.