Мухаммед
Муха́ммед (араб. مُحَمَّدٌ; Мухаммад; искажённое от тур. – Магомет) (около 570, Мекка – 8.6.632, Медина), арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама, первой мусульманской общины (уммы) и мусульманского государства. В исламе считается последним пророком, передавшим миру слово Божие – Коран.
Происходил из рода хашим бедуинского племени курейш. Родился вскоре после смерти своего отца Абдаллы. В раннем возрасте лишился матери Амины. Воспитывался у деда Абд аль-Мутталиба, после его смерти – у дяди по отцовской линии Абу Талиба. В юности Мухаммед был пастухом, участвовал в караванной торговле, вёл дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой женился, когда ему было около 25 лет. Участвовал в перестройке храма Каабы в Мекке. Был знаком с учениями монотеистических религий. Любил предаваться уединённым благочестивым размышлениям на горе Хира, в окрестностях Мекки. Там около 610 г. ему было видение ангела Джибрила, через которого в последующие годы Мухаммед получал Божественное откровение, позднее записанное первыми последователями Мухаммеда и составившее Коран. После некоторых колебаний Мухаммед уверился в том, что он избран Богом в качестве Его посланника (расул), чтобы нести в мир слово единого Бога, бороться с многобожниками, учить о грядущем воскресении мёртвых, Судном дне и наказании в аду всех, не уверовавших в Аллаха. Вокруг Мухаммеда собралось несколько десятков единомышленников, включая его жену Хадиджу и главу рода хашим Абу Талиба, но большинство мекканцев, особенно из знатных и богатых родов, встретило его проповедь насмешками, а позднее открытой враждебностью. Около 615 г. преследования язычников вынудили часть мусульман уехать в христианскую Эфиопию. Мухаммед продолжал проповедь в Мекке, оставаясь под защитой своего рода, пока около 619 г. не умерли Абу Талиб и Хадиджа. Новый глава хашимитов, дядя Мухаммеда – Абд аль-Узза (Абу Лахаб), отказал ему в защите перед мекканскими язычниками. Мухаммед безуспешно пытался заручиться поддержкой жителей г. Таиф. Знаком утешения для него явилось видение ночного небесного путешествия, во время которого он побывал в Иерусалиме, откуда вознёсся на небо (исра ва-ль-мирадж). Обращения Мухаммеда к посещавшим Мекку паломникам нашли отклик среди племён аус и хазрадж из земледельческого оазиса у г. Ясриб, к северу от Мекки. Сначала в Ясриб переселилось большинство последователей Мухаммеда, а в июле (по другой версии, в сентябре) 622 г. и сам пророк. В честь этого Ясриб стал называться Мединой (араб. Мадинат ан-Наби – город Пророка), а первый день года переселения (хиджра) в Арабском халифате был принят за начало мусульманского летосчисления.
В Медине Мухаммед из гонимого проповедника превратился в духовного и политического руководителя мусульманской общины. Здесь ислам получил культово-законодательное оформление как отличная от христианства и иудаизма монотеистическая религия: были установлены основные принципы религиозного учения, культа, организации сообщества мусульман (умма), построена первая мечеть. Опорой Мухаммеда стали мекканские переселенцы (мухаджиры) и принявшие ислам язычники Ясриба (ансары). Ясрибские племена, исповедовавшие иудаизм, не признали пророческой миссии Мухаммеда. Порвав с ними, Мухаммед изгнал из Медины иудейские племена кайнука и надир, повелев истребить наиболее враждебных к мусульманам курайзитов. При молитве мусульмане стали обращаться не в сторону Иерусалима, а к Каабе в Мекке (кибла). До конца жизни Мухаммед проживал в Медине, откуда управлял мусульманской уммой.
Вскоре после хиджры Мухаммед начал вооруженную борьбу против мекканских язычников, нападая на их торговые караваны. В 624 г. на караванном пути из Мекки в Сирию, у колодца Бадр, мусульманское войско одержало блестящую победу, но в 625 г. мекканцы разбили войско Мухаммеда у горы Ухуд, под Мединой. В 628 г., отправившись с большим войском к Мекке, Мухаммед остановился в долине Худайбия на границе священной территории паломничества (харам). Переговоры между Мухаммедом и мекканцами завершились заключением 10-летнего перемирия и согласием мекканцев на беспрепятственное паломничество (хадж) мусульман к Каабе. В 630 г. Мекка без боя сдалась Мухаммеду. Вступив в город, он совершил малое паломничество (умра), очистил Каабу от языческих идолов. Большинство мекканцев обратились в ислам, 2 тыс. из них присоединились к войску Мухаммеда. Победа над Меккой укрепила авторитет ислама в Аравии. Мусульмане разбили объединённое войско таифцев и бедуинов-сакифитов в долине Хунайн, а затем осадили г. Таиф, сдавшийся через 9 месяцев. Представители большинства аравийских племён присоединились к Мухаммеду, заключив с ним договоры о принятии ислама. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза мусульман с центром в Медине.
Мухаммед готовился распространить ислам в Палестине и Сирии. В 630–631 гг. он во главе 30-тысячного войска выступил в поход на Табук, лежащий на пути в Сирию. В это время были заключены договоры с иудеями и христианами городов залива Акаба, впоследствии ставшие образцом для договоров с немусульманами под покровительством мусульманского государства (зиммии). Во время хаджа паломников-мусульман 631 г. Али ибн Аби Талиб от имени Мухаммеда объявил о запрете язычникам посещать святыни Мекки. В 632 г. Мухаммед сам возглавил хадж, получивший в мусульманской традиции название прощального паломничества, через три месяца после которого скончался. Мухаммед был похоронен в Медине в доме его жены Айши, прилегавшем к Мечети пророка. При позднейших реконструкциях мечети усыпальница Мухаммеда была включена в её состав.
После Мухаммеда не осталось мужского потомства. От брака с Хадиджей у него родилось несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве (по первому из них, аль-Касиму, Мухаммед получил прозвище Абу-ль-Касим), и четыре дочери: Рукайя, Умм-Кульсум, Зайнаб и Фатима. После смерти Хадиджи Мухаммед имел в разное время несколько жён и наложниц, но от них у него не было детей. От брака дочери Мухаммеда Фатимы с его двоюродным братом и сподвижником Али ибн Аби Талибом у Мухаммеда появились внуки – Хасан (ум. 669) и Хусейн (ум. 680), почитаемые шиитами как второй и третий имамы. Происходящие от них многочисленные потомки пророка образуют в мусульманском мире привилегированную социальную группу сейидов (или шерифов), включая ряд правивших с раннего Средневековья до Новейшего времени мусульманских династий (Фатимиды, Хашимиты и др.).
В исламе Мухаммед олицетворяет совершенного человека, его жизнь считается образцом для подражания мусульман. Предание о поступках и изречениях (сунна) Мухаммеда служит вторым после Корана источником мусульманского вероучения и права. Отдельным жанром традиционной мусульманской литературы является жизнеописание пророка (сира). Многие исламские движения 19–21 вв. выступают за возвращение к «чистому исламу» времён Мухаммеда и первых мусульман.