Общественная палата Российской Федерации
Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции, институт взаимодействия власти и общества, субъект общественного контроля; коллегиальный, консенсуально-совещательный орган, основанный на добровольном участии граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций в целях конструктивного сотрудничества и взаимодействия власти и общества, поддержание диалога государства с гражданским обществом. Данные задачи реализуются посредством: осуществления общественного контроля за соблюдением демократических принципов развития гражданского общества; согласования государственных и общественных интересов при принятии органами публичной власти важных управленческих решений; общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В Конституции РФ закреплено, что Россия «есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1). Гражданское общество и правовое государство – это две взаимосуществующие конструкции, поскольку государство, выполняя волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство (История и современные тенденции ... 2019. С. 9, 14). Гражданское общество является особым признаком правового государства и определяется как система отношений в структурах негосударственной сферы общественной жизни, как «общество, в котором сочетаются общие и частные интересы… общество, достигшее партнёрских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан… общество, контролирующее не только государство, но богатство страны, общество с развитыми партнёрскими отношениями между обществом, государством и экономикой» (Зырянов. 2017. С. 15). Именно таким пониманием гражданского общества обусловлено образование Общественной палаты Российской Федерации в 2005 г. (Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 № 32-ФЗ, Закон об Общественной палате РФ).
Принятие данного закона обусловлено конституционным правом граждан, обеспечивающим возможность их участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), что напрямую связано с развитием институтов непосредственной демократии; расширением форм взаимодействия граждан и органов власти всех уровней; развитием гражданского общества со сложившимися экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями.
Процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти связан прежде всего с поиском достижения политического и общественного согласия, что совпадает с законодательной целью деятельности Общественной палаты РФ, заключающейся в обеспечении баланса общественных и государственных интересов для решения наиболее важных «вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации» (ст. 2 Закона об Общественной палате РФ).
Исследователи, анализируя Общественную палату РФ как элемент гражданского общества и институт народного представительства, отмечают её общественный статус (Усватов. 2009. С. 26). Она формируется из 40 граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ, 89 представителей общественных палат субъектов РФ и 43 представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 6 Закона об Общественной палате РФ). При этом привлечение Общественной палатой в рамках своей деятельности иных граждан, общественных и некоммерческих организаций, независимо от их членства в палате, является одновременно её правом и задачей для достижения поставленной цели.
Ежегодно Общественной палатой РФ проводится значительное число мероприятий с привлечением общественности, направленных на взаимодействие гражданского общества и государства в решении вопросов экономического и социального развития; обеспечения национальной безопасности; защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации; в частности, в течение года проводятся форумы активных граждан «Сообщество» в различных федеральных округах страны, цель которых – «выявление состояния развития гражданского общества и социально ориентированных практик в регионах, обсуждение существующих проблем и возможных путей их решения» (форум «Сообщество»).
Общественной палатой РФ, в рамках привлечения граждан и иных общественных объединений, реализуется задача выдвижения и поддержки гражданских инициатив, которой корреспондирует обязанность сбора и обработки информации об общественных инициативах (статьи 2, 21 Закона об Общественной палате РФ). Подобная практика привлечения общественности, включая представителей средств массовой информации, характерна и для обсуждения вопросов о свободе слова, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и для выработки рекомендаций по данным вопросам.
Одной из главных задач Общественной палаты РФ является проведение общественной экспертизы проектов федеральных и региональных законов, а также проектов актов органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления. Общественная экспертиза проводится на основании Положения о порядке проведения общественной экспертизы, ежегодного Плана общественной экспертизы и завершается формулированием заключения на предмет практической значимости этих проектов с точки зрения защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечения общественной безопасности и правопорядка; прогнозов развития институтов гражданского общества с учётом принятия рассматриваемого законопроекта, иного нормативного правового акта. При этом процедура общественной экспертизы проекта нормативного правового акта состоит непосредственно из экспертного заключения и также учитывает мнение общественности (любой гражданин, зарегистрировавшийся на сайте Общественной палаты РФ в разделе «Законопроекты для обсуждения», может высказать своё мнение). Несмотря на то что общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов является правом Общественной палаты РФ, инициированным её советом или связанным с обращением правотворческих и законотворческих органов (ст. 18 Закона об Общественной палате РФ), – заключения Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению органом, предоставившим проект закона или нормативного правового акта на экспертизу (ст. 19 Закона об Общественной палате РФ).
Задаче общественной экспертизы в правотворческой деятельности корреспондирует функция общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон «Об основах общественного контроля»). Под общественным контролем понимается деятельность, осуществляемая «в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки, издаваемых ими актов и принимаемых решений» (ст. 4). Под государственным и муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, принятия мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и/или восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»]. В этой связи принципиальным отличием общественного контроля от государственного является рекомендательный характер принимаемых этими органами решений в форме заключений, предложений и обращений (а не обязывающий властный, определённый государственным контролем). Однако гарантией обязательного рассмотрения итогового документа Общественной палаты РФ по результатам общественного контроля, выступают: во-первых, направление этого документа непосредственно в орган, наделённый публичными полномочиями, чья деятельность подверглась общественному контролю, и в средства массовой информации, за исключением документов, содержащих конфиденциальную информацию, распространение которой ограничено федеральными законам; во-вторых, право Общественной палаты РФ на обращение как к Уполномоченному по правам человека РФ, так и к специальным уполномоченным по правам, а также в органы прокуратуры – в случаях выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов некоммерческих организаций. Кроме того, Общественная палата РФ наделена правом на обращение в суд в целях защиты прав неопределённого круга лиц.
Федеральным законом «Об основах общественного контроля», помимо Общественной палаты РФ, к субъектам общественного контроля также отнесены общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований.
Таким образом, в России происходит процесс институционализации общественных палат, действующих как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне на основании соответствующих законов и положений. Их совместная деятельность регламентирована Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» и направлена на обеспечение согласия между гражданским обществом, органами власти и местного самоуправления для решения насущных вопросов экономического и социального развития субъекта РФ, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов. Подобное взаимодействие осуществляется в виде оказания Общественной палатой РФ «информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации» (п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»). При этом, учитывая принципы самоуправления и независимости, лежащие в основе деятельности общественных палат субъектов РФ, следует отметить, что речь не идёт о подчинённости общественных палат субъектов РФ Общественной палате РФ, поскольку подобная практика нарушила бы принцип равенства прав институтов гражданского общества (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»).
Ещё одной из задач Общественной палаты РФ является международное сотрудничество, участие в международных организациях и в работе международных конференций по вопросам взаимодействия гражданского общества и государств. Международное сотрудничество, в частности, базируется на партнёрских соглашениях в виде меморандумов, заключаемых в соответствии с целью и задачами Общественной палаты РФ (например Меморандум о взаимодействии с кубинскими коллегами от 8 декабря 2023).
Важно отметить открытость работы Общественной палаты РФ, которая выражается в её обязанности обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и в ежегодном опубликовании доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.
Таким образом, Общественная палата РФ, с одной стороны, является общественным органом, созданным по инициативе государства (Макарова. 2017. С. 56) в целях конструктивного сотрудничества государства и общества на основе взаимных прав и обязанностей, обусловленных насущными вопросами экономического и социального развития, а с другой стороны, как элемент структуры гражданского общества, выступает платформой для диалога публичного (государственного) сектора и субъектов гражданского общества.
С 2005 г. было сформировано 8 составов Общественной палаты РФ. На пост секретаря 8-го состава, сформированного в 2023 г. (Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2023 № 251 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации»), была единогласно переизбрана заслуженный юрист России Михеева Лидия Юрьевна.