По Эдгар
По Э́дгар, Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe) (19.1.1809, Бостон – 7.10.1849, Балтимор), американский писатель, литературный критик. Представитель американского романтизма. Один из основоположников жанра детектива.
Сын бродячих актёров. Рано осиротел; усыновлён состоятельным ричмондским купцом Дж. Алланом. В 1815 г. вместе с семьёй переехал в Англию; учился в лондонских пансионах (1816–1820). В 1820 г. семья вернулась в Ричмонд, где По продолжил обучение в местных школах.
Увлекался поэзией Дж. Байрона, П. Б. Шелли, С. Т. Колриджа, творчеством Э. Т. А. Гофмана, изучал естественные и гуманитарные науки, проявлял большие математические способности. В 1826 г., проучившись меньше года в Университете Виргинии (Шарлотсвилл), бросил учёбу и переехал в Бостон. В 1827–1829 гг., пытаясь заработать, служил в армии; в 1830–1831 г. по протекции приёмного отца учился в Военной академии в Уэст-Пойнте; военная карьера не сложилась. Редактировал журналы Southern Literary Messenger (1835–1837), Burton’s Gentleman’s Magazine (1839–1840), Graham’s Magazine (1841–1842), Broadway Journal (1845–1846), в которых были опубликованы многие его произведения, в том числе литературно-критические статьи. По – один из первых профессиональных литературных критиков в США. В конце жизни тяжело болел, страдая от психического расстройства и алкоголизма.
Дебютировал поэтическими сборниками «Тамерлан и другие стихотворения» («Tamerlane and others poems», 1827; опубликовано анонимно) и «Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихотворения» («Al Aaraaf, Tamerlane and minor poems», 1829), не снискавшими успеха у публики. Зрелые поэтические произведения По, пронизанные мотивами отчаяния и скорби, построены на сочетании виртуозной звукописи и изощрённого ритма с фантасмагоричными образами: стихотворения «Ворон» («The raven», 1845), широко прославивший имя По, «Улялюм» («Ulalume», 1847), «Аннабель Ли» («Annabel Lee», 1849), «Колокола» («The bells», 1849; на русский текст в вольном переводе К. Д. Бальмонта написана поэма «Колокола» С. В. Рахманинова, 1913) и др.
Первые рассказы опубликовал в 1832 г.; ранние новеллы По составили сборник «Гротески и арабески» («Tales of the grotesque and arabesque», части 1–2, 1840). Центральное место в прозе По занимают темы смерти, страдания, двойничества, распада личности, врождённой порочности человека, его необъяснимой жестокости и сверхъестественных способностей: повесть «История Артура Гордона Пима» («The narrative of Arthur Gordon Pym», 1838); новеллы «Рукопись, найденная в бутылке» («A manuscript found in a bottle», 1833), «Лигейя» («Ligeia», 1838), «Падение дома Ашеров» («The fall of the house of Uscher», 1839), «Чёрный кот» («The black cat», 1843), отличающиеся строгостью и тщательной продуманностью сюжетного построения и отразившие влияние поэтики готического романа.
В своих т. н. логических новеллах – «Убийство на улице Морг» («The murders in the Rue Morgue», 1841), «Тайна Мари Роже» («The mystery of Mary Roget», 1842), «Украденное письмо» («The purloined letter», 1845) – вывел образ наделённого недюжинными мыслительными способностями аристократа Ш. Огюста Дюпена, раскрывающего загадочные преступления. Разработанная По сюжетная схема, построенная на противопоставлении гениального аналитика и обладающего обычными способностями человека (рассказчика), в дальнейшем станет основой детективной прозы А. Конан Дойла, А. Кристи и др. Интерес к аналитическим способностям человеческого мышления – в центре повести «Золотой жук» («The gold-bug», 1843), принёсшей По большую известность и ставшей первым его произведением, переведённым на русский язык (1847). Новеллы «Необыкновенные приключения Ганса Пфалля» («The unparalleled adventure of one Hans Pfaall», 1835), «Небывалый аэростат» («The balloon-hoax», 1844) заложили основы научной фантастики. Философская поэма в прозе «Эврика» («Eureka. A prose poem», 1848) – у истоков научно-художественной литературы.
Эстетические взгляды По нашли отражение в эссе «Философия творчества» («The philosophy of сomposition», 1846) и «Поэтический принцип» («The poetic principle», 1848, опубликовано посмертно, в 1850), где была сформулирована его теория единства впечатления, оказавшая значительное влияние на развитие американской эстетики.
Творчество По, во многом предвосхитившее эстетику символизма и декаданса, высоко ценил Ш. Бодлер, благодаря переводам которого он стал широко известен в Европе. В 1861 г. статью о рассказах По написал Ф. М. Достоевский, отметив сочетание в них «силы воображения» и «силы подробностей». Среди переводчиков на русский язык: К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, В. Е. Жаботинский.
Произведения По были неоднократно экранизированы: фильмы «Пражский студент» [1913, режиссёры С. Рюэ (Рие), П. Вегенер], цикл режиссёра Р. Кормана («Падение дома Ашеров», 1960; «Колодец и маятник», 1961; «Заживо погребённый», 1962; «Истории ужаса», 1962; «Ворон», 1963; «Заколдованный замок», 1963; «Маска красной смерти», «Гробница Лигейи», оба 1964), «Три шага в бреду» (1968, режиссёры Р. Вадим, Л. Маль, Ф. Феллини) и др.