Социальная норма
Социа́льная но́рма, формальное и неформальное правило, средство регуляции и регламентации социального поведения людей. Система социальных норм представляет собой необходимую предпосылку упорядоченной социальной жизни, обеспечивающую определённый уровень единообразия человеческих поступков, совершаемых в типовых социальных ситуациях, что является условием потенциальной прогнозируемости индивидуальных действий и специфического доверия как основы устойчивых и воспроизводимых во времени социальных отношений (взаимной установки вступающих во взаимодействие встретить «ожидаемую», социально приемлемую и одобряемую реакцию со стороны «другого» на тот или иной типовой поступок). Социальные нормы задают стандарты рекомендуемых поведенческих актов, определения того, «что и как надлежит делать», соотносясь в субъективном плане с распространёнными в обществе системами ценностей, которые, в свою очередь, наделяют эти нормы легитимностью, вследствие чего большинство людей в рамках конкретной культуры верит в их рациональную обоснованность, моральную оправданность, священный характер и т. д. Нормы выполняют функцию социальной интеграции, поддерживая стабильность институциональной структуры общества. В ряде классических социологических концепций социальный порядок рассматривается прежде всего как продукт ценностно-нормативного консенсуса (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Соблюдение социальных норм обеспечивается благодаря механизмам социального контроля, через систему социальных санкций – поощрений и наказаний, способствующих распространению конформного и пресечению отклоняющегося поведения. На уровне реальных взаимодействий нормы конкретизируются в комплексах ролевых ожиданий, зависящих от специфических свойств социальных институтов, социального статуса участников, распределения власти и ресурсов и т. д. Систематические дисфункции нормативного порядка приводят социальные системы в состояние аномии. Большинство норм не навязывается индивидам путём внешнего принуждения, но усваивается в процессе социализации – происходит их интериоризация, проявляющаяся в формировании особого рода внутренних побуждений (мотиваций) личности, склонности поступать в определённых ситуациях определённым образом. Всё это обеспечивает социально-культурную преемственность и трансляцию социальных норм от поколения к поколению.
Лишь незначительная часть норм фиксируется в тех или иных письменных источниках – юридических документах и различных кодексах (религиозных, этических и др.). Большинство норм сохраняет значимость и действенность, несмотря на то что являются неформализованными. Эффективность влияния коллективных представлений на индивидуальное сознание и поведение достигается не только под давлением правовых и дисциплинарных институтов, выступающих от имени государства, но и под воздействием общественного мнения, господствующих нравов, групповой или «общечеловеческой» морали и т. п. При этом степень обязывающей силы для различных типов норм существенно варьируется. Многообразие социальных норм обнаруживается в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах и церемониях, табу («сакрализованных запретах»), «законах гостеприимства», таких феноменах, как мода, этикет, правила «обхождения» и «хорошего тона», «такт», «нормы приличия», манеры и т. д. Многие нормы функционируют в пространстве повседневности на латентном уровне, т. е. не осознаются в качестве таковых участниками социальных взаимодействий, выступая в форме привычек и поведенческих стереотипов.
Конкретные правила и предписания норм вариативны, они диктуются особенностями социальной ситуации, микро- и макросоциального окружения, социально обусловленным контекстом и рамками взаимодействия. Нередко встречаются случаи рассогласования или даже противоречия между требованиями норм, исходящих от разных социальных субъектов, групп, общностей, институтов (в т. ч. противоречия между формальными и неформальными, «писаными» и «неписаными», правовыми и нравственными, религиозными и светскими нормами, обязательствами публичной, профессиональной и частной жизни). Подобные ситуации могут порождать ролевые конфликты и препятствовать адаптации личности в сложно структурированной социальной среде.