Гражданский кодекс
Гражда́нский ко́декс (ГК), отраслевой кодифицированный законодательный акт, цель которого – системное нормативное регулирование частных (имущественных и личных неимущественных) отношений, составляющих предмет гражданского законодательства.
Общие положения
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, устанавливает принципы (основные начала) гражданского законодательства, основания возникновения и порядок осуществления гражданских прав, в том числе права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности; регулирует различные договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, в том числе отношения, осложнённые иностранным элементом.
ГК является результатом кодификации (одного из видов систематизации нормативного материала), т. е. представляет собой не просто соединение в одном нормативном акте схожих по предмету и методу регулирования уже действующих (существующих) норм, но и систематизацию норм, существенно переработанных в соответствии с политико-правовыми установками, лежащими в основе конкретного процесса кодификации. «Кодификация, – как отмечается в одном из заключений Совета при Президенте РФ по кодификации 2012 г., – такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регулирование определённого вида общественных отношений путём издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права. Кодекс обычно стоит во главе системы источников определённой отрасли законодательства, является формирующим началом таких качественно самостоятельных подразделений системы права, как отрасли права» (Экспертные заключения Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2021. С. 490).
Феномен кодификации известен давно, хотя результатом её не всегда является принятие документа с названием «кодекс» – данное слово латинского происхождения, тогда как явление, описываемое исследователями как кодификация, существовало и до появления развитой латинской (римской) цивилизации.
Исследователи права, и проблем кодификации в частности, отмечают появление кодифицированных актов в Месопотамии (Средний Восток). Известный французский исследователь кодификации Р. Кабрияк пишет, что первым кодексом, описанным историками, являются законы Ур-Намму – основателя III династии в городе-государстве Ур (около 2100 до н. э.), хотя наиболее известным является другой документ – законы Хаммурапи, относящиеся к 18 в. до н. э. (Кабрияк. 2007. С. 30).
Весьма значительно в части кодификации наследие Рима. К числу широко известных римских кодификаций относятся Законы двенадцати таблиц (Памятники римского права. 1997; Пахман. 1876. С. 5–10; Покровский. 1998. С. 117–121 и др.), причём по содержанию положения этой кодификации, как отмечает И. А. Покровский, касались почти исключительно гражданского права и процесса (Покровский. 1998. С. 120). Также известны кодификации (сборники) Грегориана – Codex Gregorianus и Гермогениана – Codex Hermogenianus, составленные в 3 в. н. э. [точные данные (год) появления каждого из указанных сборников в исследованиях разнятся]. Их особенностью является частный характер: это были сборники, составленные римскими юристами для удобства использования значительного числа ранее принятых конституций (норм права). Позднее, в 5 в. н. э., была проведена первая официальная кодификация (составление официального сборника конституций) – Codex Theodosianus (Кодекс Феодосия) (Пахман. 1876. С. 12; Покровский. 1998. С. 230; Кабрияк. 2007. С. 35).
Наиболее известна масштабная кодификация, проведённая в период правления императора Юстиниана I (6 в. н. э.), которая гораздо позднее стала называться общим именем Corpus juris civilis [состоит из 4 частей: Institutiones (часть, созданная для учебных целей); Digesta (высказывания юристов, или, иначе говоря, доктрина); Codex Iustinianus (собрание конституций) от Адриана до Юстиниана и Novellae (новеллы)] (Памятники римского права. 1997; Институции Юстиниана. 1998). Первое издание этого свода (529 н. э.) не сохранилось, последнее издание датируется 534 г. н. э. и состоит из 12 книг (Чантурия. 2006. С. 14). Значение этого свода далеко выходит за временны́е пределы его действия: он оказал значительное влияние на развитие права в европейских странах, составил, как отмечают исследователи, «основу для возникновения европейской правовой культуры» (Зенн. 2016. С. 36); оказал значительное влияние и на развитие права в России, причём это влияние исследователи отмечают на всём протяжении его истории (Кофанов. 2006. С. 10–14).
Последующее историческое развитие процессов кодификации было неравномерным вплоть до конца 18 в., когда начался «золотой век кодификации» (Кабрияк. 2007. С. 63). В Европе процесс кодификации, как отмечает исследователь, появляется в начале эпохи Возрождения (Кабрияк. 2007. С. 45). Этому способствовало множество как экономических и культурных (рецепция римского права; в исследованиях особенно отмечается роль философов эпохи Просвещения), так и политических (централизация власти) факторов. Высказывается мнение, что «кодификация – это новая форма выражения права, её основные принципы возникли на основе критики общего права (ius commune) и в результате влияния идей эпохи Просвещения в континентальной Европе» (Чантурия. 2006. С. 23).
Следует отметить, что кодификация типична именно для континентальной европейской (романо-германской) правовой традиции, которая получила распространение в 19–20 вв. Наиболее известными гражданскими кодексами являются: Гражданский кодекс Франции, Гражданское уложение Германии (ГГУ), Общее гражданское уложение Австрии, Гражданский кодекс Швейцарии, Гражданский кодекс Италии, Гражданский кодекс Нидерландов, Гражданский кодекс провинции Квебек (Канада). Кодификация нормативного материала также свойственна тем странам, чьё право испытало влияние этой традиции (Леже. 2010. С. 197 и др.). В странах с романо-германской правовой системой имело место не только широкое распространение кодификации, но и схожесть структуры принимаемых кодексов (Давид. 2009. С. 94), хотя имеются и известные различия (построение кодексов по институционной или пандектной системе, наличие/отсутствие общей части и др.). Кодификационное право, как отмечают исследователи, производило сопоставление всех правовых понятий и правовых положений таким образом, что они образовали между собой логически понятную, саму по себе логически непротиворечивую и, прежде всего, лишённую пробелов систему (Арсланов. 2020. С. 59).
Отдельно следует рассматривать вопросы кодификации (в том числе в части гражданского права) применительно к странам, правовые системы которых основаны на англо-американской правовой традиции. Английские юристы, как отмечают исследователи правовых систем, «рассматривают своё право главным образом как право судебной практики (case law)» (Давид. 2009. С. 267). Можно встретить и точку зрения о том, что общее право «сопротивляется кодификации» (Фридмэн. 1993. С. 19). В полной мере это касается и вопросов кодификации гражданского права – тот тип кодификации, который сложился в континентально-правовой системе, здесь практически не используется. Применительно к английскому праву значение прецедента как основного источника права сохраняется (хотя все исследователи в последние годы отмечают рост значения статутного права). В США нет единого акта, кодифицирующего нормы гражданского права: основное регулирующее значение имеет законодательство штатов, в отдельных из которых имеются гражданские кодексы [например, в штате Калифорния – Гражданский кодекс (Civil Code of the State of California), принятый в 1872]. В Канаде гражданское законодательство, построенное по континентальному принципу, имеется только в провинции Квебек, где действует Гражданский кодекс Квебека (Code civil du Québec) 1991 г., идеи которого оказали существенное влияние на кодификации гражданского права стран Восточной Европы.
Наиболее значимые кодификации 19 в.
Французский гражданский кодекс (Кодекс Наполеона)
Золотой век кодификаций открылся принятием в 1804 г. французского Гражданского кодекса (Code Civil), или, как его неофициально называют, Кодекса Наполеона. Его особенностью является подход к структурированию нормативного материала: он построен по институционной системе (изложение норм по отдельным группам – институтам) и включает 3 книги:
«Лица» (Livre Ier : Des personnes), в которой регулируется правовое положение физических лиц, включая вопросы семьи;
«Имущество и различные модификации собственности» (Livre II : Des biens et des différentes modifications de la propriété), нормы которой посвящены вещным правам;
«О различных способах приобретения собственности» (Livre III : Des différentes manières dont on acquiert la propriété), которым предшествуют вводные положения (Titre préliminaire : De la publication, des effets et de l'application des lois en général).
Кодекс, как отмечают исследователи, «отличается рядом несомненных достоинств и с точки зрения законодательной и юридической техники. В нём охвачены все основные институты гражданского права, изложенные в чёткой логической последовательности. <...> Язык кодекса предельно ясен, точен, прост, понятен не только учёным-юристам, но и лицам, недостаточно сведущим в юриспруденции» (Гражданское и торговое право капиталистических государств. 1993. С. 37). Это, а также ряд других факторов [новаторский характер кодекса, закрепивший завоевания Великой французской революции (равенство участников гражданско-правовых отношений, приоритет частной собственности, свобода договора), колониальные захваты территорий и др. (Цвайгерт. 1998. С. 152–183)] привели к широкому распространению кодекса в мире, причём настолько, что авторы находят сходство с рецепцией римского права; «почти все кодификации XIX столетия, – пишет Р. Л. Нарышкина, – испытали на себе влияние французского права» (Гражданское и торговое право капиталистических государств. 1993. С. 37). Это касается, в частности, австрийской кодификации гражданского права 1811 г. – Общего гражданского уложения Австрии (Allgemeines bürgerliches Gesetzbuch), действующего и в настоящее время. Существенное влияние было оказано и на формирование гражданского законодательства Польши, Нидерландов, Италии, Бельгии, Румынии, многих африканских, латиноамериканских и других государств. Опыт французской кодификации используется вплоть до настоящего времени.
Германское гражданское уложение
Следующей значительной кодификацией гражданского права является Германское гражданское уложение (ГГУ) 1896 г. (Bürgerliches Gesetzbuch), которое стало частью общего процесса кодификации немецкого права, просуществовало в течение всего 19 в. и охватило все сферы общественной жизни. Такие изменения были связаны с политическими событиями в Германии, развитием экономических отношений, а также философскими учениями, создавшими идейную основу для кодификации. Созданию ГГУ предшествовала кодификация местного гражданского права [например, Саксонское гражданское уложение 1863 (Саксонские гражданские законы. 1885)].
Немецкая кодификация учитывала результаты французской кодификации, однако она имела (и имеет) существенные особенности в части структурирования нормативного материала, заключающиеся в наличии обширной общей части (Allgemeiner Teil). «...Исторически, – как отмечал О. С. Иоффе, – образование общей части представляло собой результат разработки пандектной системы расположения частно-правовых норм в немецкой юриспруденции 17 в., противопоставляемой институционной системе, которая запечатлена в источниках римского права» (Иоффе. 1957. С. 30). Выделение общей части – это, по его же мнению, технический приём, сводящийся к тому, что «как бы выносятся за скобки общие положения, свойственные всем или подавляющему большинству норм, которые объединены в данном кодексе или своде» (Иоффе. 1957. С. 31). Наличие общей части позволяет логично структурировать нормативный материал, избегая повторов; в виде общей части появляется своего рода «фильтр», позволяющий оценивать корректность и целесообразность включения в кодекс новых положений (расширение предмета регулирования и др.). Хотя, как отмечают многие исследователи, такой приём изложения нормативного материала предполагает наличие определённой подготовки пользователя, «юридическую сноровку обращающегося за тем или иным интересующим его ответом» (Яблочков. 1925. С. 54). Немецкие учёные К. Цвайгерт, Х. Кётц, характеризуя ГГУ, пишут, что оно – «дитя немецкого пандектного права и его глубокомысленной, точной и абстрактной учёности», подчёркивая, что оно обращено «не к гражданам, а к экспертам права» (Цвайгерт. 1998. С. 222).
ГГУ разделено на 5 книг (Buch) – помимо общих положений (Buch 1 Allgemeiner Teil) это: обязательственное право (Buch 2 Recht der Schuldverhältnisse), вещное право (Buch 3 Sachenrecht), семейное право (Buch 4 Familienrecht), наследственное право (Buch 5 Erbrecht).
Значительную роль в немецкой кодификации выполнял вводный закон, который не только касался порядка введения в действие нового акта, но также содержал ряд иных весьма важных положений (переходные и др.). ГГУ, как отмечают учёные-правоведы В. Бергман и Е. А. Суханов, «является образцом кодификации частного права, общепризнанным в континентальной (европейской) правовой системе в качестве одного из эталонов классического гражданского кодекса» (Германское право. Ч. 1. Гражданское уложение. 1996. С. 5).
Германское пандектное право, немецкая кодификация гражданского права оказали значительное влияние на развитие гражданского права, в том числе и в России. Как отмечают Е. А. Суханов и специалист по римскому праву Л. Л. Кофанов, именно через германское пандектное право в Россию пришло и римское право, как они образно пишут: «то, что мы порой называем римским частным правом, на самом деле часто оказывается германским пандектным правом» (Кофанов. 2006. С. 14).
История систематизации и кодификации гражданского права России
Нормы, регулирующие различные имущественные и неимущественные отношения, можно найти во всех известных документах, систематизировавших нормы отечественного права (Русская правда, Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550, Соборное уложение 1649). Однако длительное время в них не обособлялись нормы собственно гражданского права (они структурно не выделялись среди других нормативных предписаний).
К необходимости такого обособления отечественные законодатели подошли на рубеже 18–19 вв. Если ещё в «Наказе» Екатерины II 1767 г. (один из немногих примеров документов политико-правового характера того периода) мы не видим такого обособления (Наказ. 1767. С. 202, 270–288 и др.), то уже в начале 19 в. мы видим вполне продуктивную попытку не просто систематизации норм гражданского права, а его кодификации в виде проекта Гражданского уложения (Проект Гражданского уложения Российской империи. 1809; Проект Гражданского уложения Российской империи. 1814; Пахман. 1876. С. 391–469; Шершеневич. 1898. С. 64–76; Кодан. 2002), в создании которого следует особо отметить роль выдающегося российского государственного деятеля М. М. Сперанского. По мнению А. Л. Маковского, «современная история российского гражданского права» началась именно с кодификационных работ начала 19 в. (Маковский. 2005. С. 115–116). Говорить об обособлении норм гражданского права как о результате собственного, российского, правового развития нельзя. Как отмечает Г. Ф. Шершеневич: «Самая мысль о выделении гражданского права из общей системы не выработалась у нас самостоятельно, а заимствована и особенно укрепилась под влиянием французского кодекса» (Шершеневич. 1898. С. 68).
В силу различных причин, прежде всего политического характера [как отмечают отдельные исследователи, «внутриполитических причин, чрезмерной общественной ориентированности на "самобытность русского права" и личностного отношения к Сперанскому консервативно настроенной высшей бюрократии» (Кодан. 2002. С. 58)], данная кодификация осталась незавершённой и проект Гражданского уложения законом не стал. Исследователи отмечают, что при этом она оказала значительное влияние на последующие работы по систематизации отечественного законодательства в период правления Николая I (1825–1855). В результате этих работ было упорядочено всё отечественное право, включая и право гражданское, которое составило содержание тома 10 «Свода законов Российской Империи» [ряд исследователей при характеристике этого акта используют понятие «кодекс» (Шершеневич. 1898. С. 97)].
Попытка создать новое гражданское уложение была предпринята в России в конце 19 – начале 20 вв. Основания для начала кодификации были очевидны: существовавшая система актов гражданского законодательства представляла лишь внешнее единство, в реальности же содержавшиеся в них нормы не представляли стройной системы, имелось много устаревших норм, пробелов. Как отмечал И. М. Тютрюмов, «неудовлетворительность всей системы наших гражданских законов, препятствующая правильному развитию этой важнейшей отрасли законодательства и установлению единства общих гражданских норм для всех местностей государства, послужила основанием к изданию Высочайших повелений 12 и 26 мая 1882 г. о начале общего пересмотра действующих гражданских законов и о составлении гражданского уложения» (Гражданское уложение. 2007. С. IX). Работы по созданию гражданского уложения так и не были завершены к 1917 г. Причин тому можно назвать множество, однако стоит вспомнить слова Г. Ф. Шершеневича о влиянии революции в России на процесс принятия нового уложения: «В разгар революции, за насилиями и потоками крови, ещё не видны и не скоро будут видны начала, на которых способно было бы примириться всё русское общество. Строить гражданский кодекс без выяснения начал – всё равно, что возводить дом без фундамента», «...необходимо признать, – добавлял он, – что пока революция не совершит свой полный оборот, не может быть и речи о проекте гражданского уложения» (Шершеневич. 1906. С. 10, 11).
При том что ни одна из 5 книг проекта гражданского уложения так и не стала законом, в полной мере неудачной признать эту попытку кодификации нельзя – общепризнано, что многие положения этого документа стали основой для положений первой советской кодификации гражданского законодательства – ГК РСФСР (1922).
Советские кодификации гражданского законодательства
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и попытки кодификации гражданского законодательства в 1920–1950-х гг.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (о разработке, содержании и влиянии этого кодекса: Бахчисарайцев. 1948; Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 102–111; Новицкая. 2002 и др.), в создании которого большую роль сыграл юрист А. Г. Гойхбарг (Крашенинников. 2018. С. 60; Шилохвост. 2020. С. 259–295), был результатом изменения политической и экономической ситуации в РСФСР: введения НЭПа и связанного с этим расширения имущественного оборота в стране (Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 102). Как писал В. И. Серебровский: «В эпоху военного коммунизма, за отсутствием гражданского оборота и за отмиранием денежного обращения, гражданское законодательство являлось, в сущности, совершенно излишним», однако «потребность в гражданском законодательстве стала настоятельно ощущаться только со времени перехода к новой экономической политике, когда оживилось денежное и товарное обращение и в известных пределах развязался частный оборот» (Серебровский. 1927. С. 21). Особенности исторического момента – времени разработки принятия этого кодекса – предопределили как его юридико-технические особенности, так и особенности его содержания. Первоначально кодекс включал 435 статей, разделённых на 4 части: «Общая часть», «Вещное право», «Обязательственное право», «Наследственное право». Его составной частью стал и вводный закон (постановление ВЦИК РСФСР от 11 ноября 1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»).
Учёный-юрист С. И. Раевич, объясняя юридико-технические особенности кодекса (структуры, прежде всего), указывал на то, что кодекс готовился с «исключительной быстротой», а потому «...навряд ли можно было бы желать от авторов его, чтоб они создали для этого Кодекса особую систему, отличную в своей основе от тех типов систематики гражданского законодательства, которые выработаны были ранее буржуазно-феодальным и чисто-буржуазным правом». Также им отмечалась новизна задач: ГК «...явился одним из первых этапов развития советского гражданского законодательства, а не завершением длительной истории его и не результатом долгого и дающего богатый опыт развития...»; «самое содержание гражданского законодательства, – отмечал он, – имевшееся в наличии в момент утверждения Кодекса, предъявляло тогда меньше требований к своеобразию внешней оболочки, в которую оно должно было быть облечено. В нашем праве было тогда меньше оформившихся, в достаточной мере своеобразных институтов, отличающих его от других законодательств...» (Раевич. 1926. С. 48–49).
В части содержания можно отметить, что, с одной стороны, целью кодекса было урегулировать частные отношения, а с другой – сделать это таким образом, чтобы не нарушались основы нового строя, среди которых была непримиримая борьба с частными элементами в экономике. Вместе с тем при создании нового кодекса были использованы прежние наработки – материалы проекта Гражданского уложения, причём в весьма значительном объёме: как отмечал советский и российский юрист-цивилист А. Л. Маковский, проект кодекса был «больше, чем наполовину, а то и на две трети» наполнен за счёт переработанных норм проекта Гражданского уложения (Маковский. 2010. С. 22).
Значение этой кодификации выходит далеко за пределы территории РСФСР: по образцу этого кодекса были приняты гражданские кодексы в других союзных республиках, некоторые из них ввели этот кодекс в действие на определённое время на своих территориях. В 1940 г. было разрешено его временное применение на территории присоединившихся республик Прибалтики (Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 110–111).
В соответствии с первой Конституцией СССР 1924 г. к ведению Союза ССР относилось установление основ гражданского законодательства (п. «п» ст. 1). Это изменение, равно как и отношение к ГК РСФСР как акту временному, который требовал пересмотра, вызвало необходимость обсуждения новой кодификации, а именно создания основ союзного гражданского законодательства (Гойхбарг. 1927. С. 1044–1046; Раевич. 1929. С. 100–102; Доклад тов. Стучка ... 1930. С. 20–22; Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 111–114 и др.). Работа над проектом основ велась с 1923 по 1931 гг. (Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 111, 113).
Изменения, связанные с принятием новой Конституции СССР 1936 г., повлияли и на кодификационную работу в области гражданского законодательства: была предпринята попытка разработки единого ГК СССР (Проект Гражданского кодекса. 1940. С. 1–2; Генкин. 1946. С. 30–34; Братусь. 1947. С. 47–51; Венедиктов. 1947. С. 7–11; Братусь. 1948. С. 10–23; Венедиктов. 1954. С. 26–40; Дозорцев. 1954. С. 104–108; Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 114–116 и др.). Подготовка такой кодификации была начата в 1938 г. Всесоюзным институтом юридических наук (ВИЮН, в настоящее время – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), и уже к 1940 г. был подготовлен для обсуждения 2-й вариант. Работу над этим документом прервала Великая Отечественная война 1941–1945 гг., после окончания которой она возобновилась и были подготовлены обновлённые проекты кодекса в 1947, 1948 и 1951 гг. (Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 115–116). Идеи, заложенные при разработке этого кодекса, предельно ясны из тех комментариев, которые давались его разработчиками: если ГК РСФСР был кодексом переходного периода (как и все подобные кодексы союзных республик) (Братусь. 1948. С. 10), то новый документ должен был стать «кодексом победившего социализма» (Генкин. 1946. С. 30). Эта кодификация осталась незавершённой, поэтому единый союзный кодифицированный акт в области гражданского законодательства принят не был, хотя подготовленные материалы послужили основой для следующих кодификационных проектов, которые были реализованы в 1960-х гг.
Кодификация гражданского законодательства в 1960-х гг.
Кодификация гражданского законодательства 1960-х гг. представлена 2 документами – Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961) и ГК РСФСР 1964 г. (Братусь. 1962. С. 8–23; Иоффе. 1962; Иоффе. 1965; Развитие кодификации советского законодательства. 1968. С. 116–141; Толстой. 1970; Иоффе. 1975; Маковский. 2010. С. 191–226 и др.).
Основы гражданского законодательства Союза ССР (далее – Основы) были довольно компактным документом (129 статей в первоначальной редакции), где содержались основные нормы гражданского законодательства, единые для всего СССР, на базе которых в союзных республиках принимались собственные гражданские кодексы.
За утверждением Основ последовало принятие в 1964 г. ГК РСФСР, состоящего из 8 разделов («Общие положения», «Право собственности», «Обязательственное право», «Авторское право», «Право на открытие», «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец», «Наследственное право», «Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров»), объединяющих первоначально 569 статей.
ГК РСФСР 1964 г. не только включал в себя результаты ранее состоявшихся работ по кодификации (проект ГК СССР), но и отражал результаты дискуссий о системе советского права и предмете регулирования гражданского права. Так, положительный итог первой из таких дискуссий состоял в том, что при исследовании отраслей советского права (соответственно, и при конструировании новых нормативных актов) необходимо различать предмет регулирования и метод регулирования (Иоффе. 1975. С. 59). Также в ГК РСФСР 1964 г. был закреплён принцип единства гражданско-правового регулирования социалистических имущественных отношений вне зависимости от их субъектного состава (Иоффе. 1975. С. 88). При создании нового регулирования отказались от идеи дихотомии, или дуализма, в регулировании имущественных отношений (двухсекторная концепция), когда нормам гражданского кодекса было необходимо охватывать «лишь сферу отношений между гражданами или с участием граждан» (Иоффе. 1975. С. 79), которую отстаивали сторонники хозяйственного права. В соответствии со ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. кодекс регулировал отношения государственных, кооперативных и других общественных организаций между собой; граждан с государственными, кооперативными и другими общественными организациями; граждан между собой. Как отмечал М. И. Брагинский, принятие ГК РСФСР 1964 г. можно рассматривать как «победу "монизма"», т. е. взглядов тех учёных, которые выступали за единство гражданского права (Брагинский. 2000. С. 60). Особенностью Основ и ГК РСФСР 1964 г. было то, что они представляли собой уже не кодифицированный документ переходного периода, каким отчасти был ГК РСФСР 1922 г., а нормативные акты, принимавшиеся в условиях полного огосударствления экономики, что отразилось, к примеру, в развёрнутой и обстоятельной преамбуле Основ.
В связи со спецификой условий принятия указанных документов (Основы и ГК) исследователи обращают внимание на значительное «опрощение» и примитивизацию норм отечественного гражданского права (Маковский. 2010. С. 36–38). В большей степени это были документы, рассчитанные на регулирование отношений между советскими гражданами, а не между социалистическими организациями.
Кодификация гражданского законодательства времён позднего СССР и России в 1990–2000-х гг.
Следующий этап кодификации относится к 1990–2000 гг. и представлен Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (ОГЗ СССР, Основы) и действующим Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). Специфика этой кодификации заключается в том, что она осуществлялась в условиях радикального изменения политических и экономических основ отечественной государственности. И если это ещё менее выражено применительно к условиям создания ОГЗ СССР, то в полной мере относимо ко времени создания ГК РФ – первого кодифицированного документа постсоветской эпохи.
ОГЗ СССР создавались в условиях заявленного перехода к рыночной экономике, а также действия целого ряда нормативных актов, которыми были легализованы ранее невозможные формы частной экономической деятельности. Структурно Основы состояли из 7 разделов («Общие положения», «Право собственности. Другие вещные права», «Обязательственное право», «Авторское право», «Право на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве», «Наследственное право», «Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров»), объединивших 170 статей. Как отмечали исследователи, главное их назначение было «стать центром правовой регламентации складывающихся рыночных отношений» (Суханов. 2008. С. 74). Однако таким «центром» указанный документ был недолго, и вовсе не по причинам качества самого документа, а в силу прекращения существования СССР. ОГЗ СССР применялись лишь в тот период новейшей российской истории, пока не было создано новое российское гражданское законодательство.
ГК РФ принимался в очень непростых условиях постсоветского экономического развития начала 1990-х гг., которые характеризовались полным распадом прежней экономической и социальной системы. Работа над проектом 1-й части ГК осуществлялась в период отказа от ведущей роли государства в экономике, «ухода» государства из целого ряда сфер, приватизации, признания частной собственности основой современной экономики. Всё это происходило на фоне конституционного кризиса, закончившегося принятием в 1993 г. Конституции РФ, а также отсутствия системного регулирования множества отношений. Часть таких отношений регулировалась законодательными актами (например, Закон РФ от 3 июля 1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Закон РСФСР от 25 декабря 1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.). Часть экономических отношений регулировалась указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 7 октября 1993 № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»). Отдельные группы отношений регулировались актами бывшего СССР (ГК РСФСР 1964, ОГЗ СССР 1991), которые применялись на территории РФ с отдельными оговорками.
Соответственно, встал вопрос о подготовке новой кодификации, которая, как указывал Е. А. Суханов, должна была «...вобрать в себя и снова ввести в действие на российской территории все основные гражданско-правовые категории и конструкции, созданные для регулирования имущественного оборота, проверенные многолетней практикой и отвечающие здравому смыслу и мировому коммерческому опыту. Тем самым отпадёт необходимость в ряде действующих законов-декретов "революционного типа"...» (Суханов. 2008. С. 89–90).
Проект 1-й части ГК РФ был подготовлен в Исследовательском центре частного права (с 2013 – имени С. С. Алексеева) при Президенте РФ с привлечением ведущих отечественных учёных (С. С. Алексеева, М. И. Брагинского, Г. Д. Голубова, Ю. Х. Калмыкова, А. Л. Маковского, Е. А. Суханова и др.) и с учётом опыта кодификации гражданского законодательства ряда зарубежных государств (в частности, хорошо известно значительное влияние на концепцию проекта нового ГК РФ кодификации гражданского законодательства Нидерландов).
При оценке первоначальных подходов к созданию ГК РФ необходимо учитывать «развилки», которые обсуждались при создании и обсуждении проекта ГК, и те политико-правовые установки, на которые ориентировались его создатели (Гражданское законодательство Российской Федерации. 1994). К числу «развилок» следует отнести вопрос об отдельной кодификации норм предпринимательского и/или торгового права. Основаниями для обсуждения были следующие обстоятельства. Во-первых, в Заявлении Правительства РФ и Банка России от 24 мая 1993 г. «Об экономической политике Правительства и Центрального Банка России» в качестве базовых структурных изменений было указано, что Правительство РФ внесёт в парламент, помимо ГК, ещё и торговый кодекс. Во-вторых, Основные направления исследовательской программы «Пути и формы укрепления российского государства», утверждённые Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 848, предусматривали разработку и принятие предпринимательского кодекса. Обе идеи в итоге не нашли своего развития.
Следует отметить, что проблема монизма или дуализма частного права обсуждается на всём протяжении истории российской кодификации гражданского законодательства. Изначально это касалось обсуждения целесообразности создания наравне с гражданским и торгового кодекса в дореволюционный период (Шершеневич. 1898. С. 122) и некоторое время после революции (1920-е гг.). В советское время эта дискуссия была дополнена обсуждением необходимости отдельной кодификации норм хозяйственного законодательства и, соответственно, принятия отдельного хозяйственного кодекса.
В части торгового кодекса до революции и в советский период не было отдельной кодификации норм, регулирующих вопросы торговли. Не была реализована и идея о принятии торгового кодекса в постсоветский период. Как отмечено в заключении Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) на проект торгового кодекса Евразийского экономического сообщества, «традиция дуализма частного права не имела места ни в Российской империи, ни в СССР, ни в современной России. Исторических корней для признания или "восстановления" особого торгового (коммерческого) права у нас не существует»; Совет также отмечал «выявившуюся в XX в. в государствах с развитой рыночной экономикой тенденцию постепенного отказа от дуализма кодексов частного права (Швейцария, Италия, Нидерланды)» (Из практики Совета по кодификации. 2010. С. 179, 180). Идея дуализма частного права реализована в некоторых государствах, при этом надо учитывать специфику формирования системы права в каждом из таких государств [те условия, которые способствовали обособлению и отдельной кодификации торгового (коммерческого) права]; нельзя не обратить внимания и на то, что чаще всего торговый кодекс действует как закон, специальный по отношению к кодексу гражданскому (например, в Германии).
Идеи создания отдельного хозяйственного кодекса неоднократно высказывались в советское время (например, Гинцбург. 1933. С. 16–45 и др.), были подготовлены и проекты такого кодекса (например, Хозяйственный кодекс СССР. 1970; Хозяйственный кодекс СССР. 1984), однако в итоге он так и не был принят. В постсоветский период обсуждалась возможность принятия предпринимательского кодекса: учёные высказывали точку зрения о том, что «предпринимательское право – это хозяйственное право рыночной экономики» (Лаптев. 1994. С. 5), однако в процессе обсуждения концепции проекта ГК была высказана отрицательная точка зрения относительно необходимости принятия предпринимательского кодекса. Отметим, что в некоторых государствах бывшего СССР есть отдельные кодификации норм хозяйственного и предпринимательского права (они представляют собой в основном своды норм публичного права, например в Казахстане с 2017 действует Предпринимательский кодекс).
Таким образом, новая кодификация основывалась на идее единства гражданско-правового регулирования имущественных отношений в рамках одного кодекса – гражданского.
Политико-правовые установки, которые имели значение при создании нового гражданского законодательства, могут быть выражены следующим образом: российское гражданское право – частное право, что наглядно показывает программа «Становление и развитие частного права в России», утверждённая Указом Президента РФ от 7 июля 1994 г. № 1473 (далее – Программа).
Важным в упомянутом документе является указание на то, что система норм гражданского права не исчерпывается одним ГК РФ. Как отмечено в Программе, «ключевое значение в гражданском законодательстве должны занять законы, принятие которых будет предусмотрено в самом кодексе (законы о регистрации юридических лиц, регистрации недвижимости и сделок с ней, об акционерных обществах, об ипотеке и другие). Важное значение имеет также отражение частноправовых начал в новом земельном и жилищном законодательстве, которые должны в части регулирования оборота земли и рынка жилья соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о собственности, договорах, наследовании» (абзац 3 раздела 2 Программы). Таким образом, изначально закладывалась ограниченность кодификации гражданско-правовых норм в одном документе – ГК РФ – и предполагалось, что будет принят ряд отдельных федеральных законов, но, что важно, только в тех случаях, когда на это будет указывать непосредственно сам ГК РФ. Также не предполагалось полностью уйти от частичной кодификации отдельных (близких по функциям) норм в иных кодифицированных актах (нормы жилищного и земельного права к тому времени также были кодифицированы).
Исходя из указанных установок понятно, что изначально не ставился вопрос о границах возможной кодификации в ГК РФ норм публично-правового характера, что тоже объяснимо самим подходом: ГК РФ – кодификация частноправовых норм, хотя в некотором объёме публично-правовые нормы в кодексе присутствуют (например, в части 4). Тем не менее положение общего характера, данное в п. 3 ст. 2 ГК РФ, указывает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Примером, показывающим влияние ГК РФ на такого рода отношения, является ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ), которая указывает, что институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим кодексом.
При создании нового кодекса принципиально не обсуждался вопрос о возможности появления норм гражданского права на уровне субъектов РФ. Этот вопрос был решён ко времени принятия кодекса на уровне Конституции РФ (1993) – гражданское законодательство было отнесено исключительно к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). В последующем тем не менее субъекты РФ получили в ограниченных случаях возможность регулирования отдельных отношений, составляющих предмет гражданского права. В качестве примера можно привести законодательство экстраординарного характера, принятое для целей регулирования отношений, возникших в связи с принятием в состав РФ Республики Крым (Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»), в части регулирования статуса и отношений юридических лиц. При оценке такого регулирования следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой принятие в состав РФ Республики Крым и образование в её составе новых субъектов квалифицировано как «особый случай, требующий специальных мер, в том числе направленных на обеспечение реализации имущественных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до её принятия в Российскую Федерацию» (постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2017 № 26-П и др.).
При анализе данной кодификации нельзя забывать и о том, что она развивалась на фоне создания Модельного гражданского кодекса СНГ, который был принят на 5-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 29 октября 1994 г. Важность этой работы заключалась в том, что новое гражданское законодательство России не создавалось отдельно от стран СНГ, а гармонизировалось с законодательствами государств – участников СНГ, что создавало во многом общие подходы к регулированию всех важнейших вопросов, а это, в свою очередь, значительно облегчало взаимодействие граждан и юридических лиц с контрагентами из государств – участников СНГ.
Принятие и введение в действие ГК РФ во всех его 4 частях происходило постепенно, на протяжении почти 15 лет – с 1994 по 2006 гг.: часть 1-я была принята в 1994 г. (отдельные нормы действовали уже с декабря указанного года, а бо́льшая часть норм – с 1 января 1995); часть 2-я принята в 1996 г. (введена в действие с 1 марта 1996); 3-я часть – в 2001 г. (введена в действие с 1 марта 2002), а последняя – 4-я часть – в 2006 г. (введена в действие с 1 января 2008).
На значение норм ГК РФ в системе норм гражданского права указывает ст. 3 ГК РФ: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам ГК РФ. Это положение часто воспринимается как определение приоритета норм ГК РФ над нормами иных федеральных законов. Однако в действующей правовой системе, при отсутствии указаний о таком приоритете в Конституции РФ, а также отсутствии специального закона о нормативно-правовых актах, о подобном приоритете говорить нельзя. Соответствующий вывод следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ: в частности, в его определении от 3 февраля 2000 г. № 22-О отмечалось, что Конституцией РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов, и «ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой», а противоречия между нормами ГК РФ и другими федеральными законами, регулирующими указанные отношения, должны устраняться в процессе правоприменения (т. е., по существу, с использованием известных приёмов толкования – соотношение общей и специальной нормы; по времени принятия и т. д.). Таким образом, в правовой системе РФ нормы ГК только по факту их нахождения в указанном кодексе не имеют приоритета над гражданско-правовыми нормами, содержащимися в иных федеральных законах.
Отличием ГК РФ от предыдущих кодификаций является его структура и объём. Часть (а не раздел, как ранее) выступила в качестве основной структурной единицы для кодификации. Все 4 части включали 1551 статью (разделённые чаще всего на отдельные пункты), для объединения которых использовалось 6 структурных единиц – часть, раздел, подраздел, глава, параграф, подпараграф.
В 1-й части, включающей 3 раздела, были кодифицированы: общие положения – о предмете, принципах регулирования, субъектах (гражданах, юридических лицах и публично-правовых образованиях), объектах, сделках, гражданско-правовых сроках и исковой давности; положения о праве собственности и других вещных правах; общие положения об обязательствах и договорах.
Вторая часть кодифицировала положения об отдельных видах обязательств (отдельных типах договоров и внедоговорных обязательств).
В части 3-й кодифицированы вопросы наследования (основания и порядок наследования, особенности наследования отдельных видов имущества и др.) и международного частного права (регулирование гражданско-правовых отношений, осложнённых иностранным элементом).
Часть 4-я включает вопросы интеллектуальной собственности (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).
Особенностью кодификации стало обособление общей части кодекса (ч. 1): здесь явно прослеживается влияние немецкого права. Ещё одна особенность – это наличие в кодексе части 4-й, посвящённой регулированию интеллектуальных прав, в результате чего можно сказать, что ГК РФ – это единственный в мире гражданский кодекс, исчерпывающим образом регулирующий отношения, связанные с интеллектуальными правами.
К особенностям современной кодификации можно отнести наличие и роль отдельных законодательных актов о введении в действие (вводных законов), которые сопровождали введение в действие каждой части ГК РФ.
При оценке ГК РФ следует коротко отметить его соотношение с рядом иных отраслевых кодексов – жилищным, семейным, земельным и др.
Положения ГК РФ применяются для регулирования жилищных отношений, не урегулированных Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ), субсидиарно (ст. 7 ЖК РФ). При этом следует учитывать специфику (сложность, комплексность) предмета регулирования действующего ЖК РФ, который содержит множество норм публично-правового характера.
Семейные отношения (комплекс неимущественных и имущественных отношений) ГК РФ напрямую не регулирует. Согласно ст. 4 Семейного кодекса РФ (СК РФ), гражданское законодательство, прежде всего нормы самого ГК РФ, применяется к указанным в ст. 2 СК РФ имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи в части, не урегулированной семейным законодательством, и постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Соотношение (разграничение) положений ГК РФ и норм Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) сложнее. Применительно к земельным отношениям необходимо разграничить действие обоих документов в части имущественных отношений, связанных с землёй как особым объектом прав. Согласно абзацу 2 подпункта 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, «при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли». Исходя из этого, п. 3 ст. 3 ЗК РФ устанавливает, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».
Похожие правила можно встретить и в других кодексах: например, ст. 4 Водного кодекса РФ указывает, что им регулируются водные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом РФ.
Отдельно следует отметить соотношение положений ГК РФ с различными транспортными уставами и кодексами [Воздушным кодексом РФ (1997); Кодексом торгового мореплавания РФ (1999); Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (2001); Уставом железнодорожного транспорта РФ (2003); Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007)]. Часть указанных нормативных актов существует в виде собственно кодекса, а часть – в форме отдельного федерального закона с названием, включающим слова «устав» или «кодекс». Специальных норм соотношения положений таких уставов (кодексов) с положениями ГК РФ в них чаще всего нет (одно из исключений – ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ). Такие уставы (кодексы) – это комплексные правовые образования (в отличие от ГК РФ как акта отраслевой кодификации), включающие нормы как частного, так и публичного права. Их существование обусловлено спецификой транспортных отношений в целом и экономико-техническими различиями видов транспорта. Дискуссии о целесообразности их отдельного существования, объединения в единый транспортный кодекс, унификации частноправовых отношений в ГК РФ в настоящее время не завершены.
Реформа гражданского законодательства 2000–2010-х гг.
Наличие множества источников правового регулирования, накопившаяся практика применения действующих положений, в том числе судебная практика, выявленные в регулировании пробелы и противоречия практически сразу к моменту окончания кодификации (2006) сделали актуальным вопрос о необходимости начала работы по совершенствованию гражданского законодательства, что нашло отражение в Указе Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором было принято предложение Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (Совет) о разработке концепции развития гражданского законодательства РФ и проектов федеральных законов о внесении изменений в ГК РФ. Важной частью данного документа стали заявленные цели совершенствования, определившие те подходы, которые были впоследствии заложены в концептуальные документы и проекты изменений ГК РФ (п. 1 Указа):
дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства РФ, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;
отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судом;
сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;
использование в гражданском законодательстве РФ новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;
поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках СНГ;
обеспечение стабильности гражданского законодательства РФ.
В процессе работы над концептуальными положениями в 2008–2009 гг. рабочими группами были созданы отдельные концепции:
реформирования общей части обязательственного права [проект рекомендован Советом к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 66 от 29 января 2009)];
совершенствования общих положений ГК РФ [проект рекомендован президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 2 от 11 марта 2009)];
развития законодательства о юридических лицах [проект рекомендован Советом к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 68 от 16 марта 2009)];
развития законодательства о вещном праве [проект рекомендован президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 3 от 18 марта 2009)];
развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках [проект рекомендован Советом к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 69 от 30 марта 2009)];
совершенствования раздела VII ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» [проект рекомендован президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол от 13 мая 2009)];
совершенствования раздела VI ГК РФ «Международное частное право» [проект рекомендован президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол от 13 мая 2009)].
После их опубликования данные документы стали предметом обсуждения на различных площадках с целью сбора замечаний и предложений от юридического сообщества. По итогам соответствующих обсуждений был подготовлен общий документ, содержащий концептуальные подходы, направления развития, а также конкретные предложения по изменению соответствующих положений ГК РФ, положенные в основу Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета от 7 октября 2009). Как указывалось в документе, его разработчики не предполагали новой кодификации, ГК РФ «прошёл проверку временем», а «интересы стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства и бережного сохранения на будущее большинства его норм». Исходя из этого делался вывод о том, что «Концепция не предполагает ни новую кодификацию отечественного гражданского законодательства, ни даже подготовку новой редакции ГК». В концепции ещё раз подтверждались те основные положения, на которых основывались создатели ГК РФ: «...гражданское право является правом частным, и частноправовой метод регулирования должен в нём преобладать...».
На основании концепции Советом был подготовлен первый проект изменений в ГК, который был опубликован на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ и на сайте Исследовательского центра частного права при Президенте РФ. Подготовка законопроекта проводилась в 7 рабочих группах, образованных Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Этот документ, который, в отличие от самой концепции, не проходил содержательного и долгого обсуждения, после опубликования вызвал большую критику. Проект в первоначальной его версии был представлен Президенту РФ 30 декабря 2010 г., после чего по его поручению проект обсуждался в различных министерствах и ведомствах, а также на различных совещаниях. Доработанный с учётом состоявшихся обсуждений проект был представлен Президенту РФ 16 мая 2011 г., после чего по поручению Президента РФ был окончательно доработан образованной министром юстиции РФ рабочей группой. Единый проект № 47538-6 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесён Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в апреле 2012 г. и тогда же был принят в первом чтении (27 апреля). После принятия указанного закона в первом чтении дискуссии о предлагаемых правовых решениях возникли с новой силой (особенно в части реформирования положений о юридических лицах и вещных правах).
В результате таких дискуссий единый проект изменений был разделён на несколько частей – в период с конца 2012 по 2020 гг. было принято более 10 федеральных законов, вносящих изменения в разные части ГК РФ (о дискуссиях и результатах реформы: Суханов. 2010. С. 4–21; 2013; 2016. С. 20–36; Маковский. 2013. С. 157–172; Витрянский. 2018; Крашенинников. 2019. С. 45–82 и другие работы).
Часть предлагаемых изменений осталась до настоящего времени непринятой (например, раздел о вещных правах). При этом окончательные правовые решения в целом ряде случаев (положения о юридических лицах) весьма значительно отличаются от того, что предлагалось первоначально и даже было предусмотрено концепцией.
Заключение
Вопросы кодификации гражданского законодательства не теряют своей актуальности.
Кодификация гражданского законодательства является тенденцией для европейских государств и в 21 в., что демонстрируют кодификации в постсоциалистических странах Восточной Европы (ГК Румынии 2009; ГК Чехии 2012; ГК Венгрии 2013 и др.). Эти кодификации учитывают как исторические особенности развития отдельных государств, так и опыт кодификаций иных государств континентальной Европы (можно говорить здесь о влиянии ГК Нидерландов). Однако процессы кодификации гражданского права происходят не только в странах Европы. К числу интересных и последних по времени относится кодификация гражданского законодательства Китайской Народной Республики (ГК КНР 2020). Эта кодификация основана на континентальных правовых традициях с учётом «особой китайской специфики» (Трощинский. 2021. С. 66).
Актуальны эти вопросы и для развития отечественного права.
Во-первых, продолжается работа по реализации остающихся нереализованными положений Концепции развития гражданского законодательства.
Во-вторых, изменения ГК РФ осуществляются не только в рамках реализации концепции, но и по иным основаниям [исполнение решений Конституционного суда РФ, решение актуальных проблем (к примеру, регулирование общих вопросов проведения дистанционных собраний гражданско-правовых сообществ) и др.]. Продолжается работа и по подготовке концептуальных изменений [например, Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования (одобрена решением Совета 25 сентября 2020 № 202/оп-1/2020)]. В связи с этим важно отметить те изменения, которые произошли в ходе реализации реформы гражданского законодательства в части порядка изменения норм ГК РФ: любое изменение (а равно приостановление действия или признание утратившими силу положений) осуществляется отдельным федеральным законом. Положения, предусматривающие внесение изменений в ГК РФ, приостановление действия или признание утратившими силу его положений, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования (Федеральный закон от 28 декабря 2016 № 497-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Целью такого решения является обеспечение устойчивости регулирования, создание «фильтра» для исключения попадания в основной документ, регулирующий гражданско-правовые отношения, недостаточно проработанных положений. В качестве оценки такого правового решения следует привести часть одного из заключений Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2021 г.: «Немалое значение имеет такое свойство кодифицированного акта, как его защищённость от "случайных", необдуманных изменений или от внесения в него казуистических норм. В этой связи может только приветствоваться правило о запрете внесения в наиболее значимые Кодексы изменений посредством принятия таких федеральных законов, которые одновременно изменяют и иные законодательные акты» (Экспертные заключения Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2021. С. 491).