Цифровые технологии (в праве)
Цифровы́е техноло́гии, технологии, позволяющие создавать, хранить, обрабатывать и распространять данные в электронном виде с использованием компьютера и компьютерных сетей (зачастую через Интернет).
Цифровые технологии представляют собой комплекс технических решений, включающий разнообразные результаты интеллектуальной деятельности, защищённые патентами, и весь необходимый комплекс технической и разрешительной документации (сертификаты производства и качества), а также секреты производства (ноу-хау), технологический опыт практического применения технологии, квалификацию персонала. Данные элементы обеспечивают производство определённым способом изделий или оказание услуг для получения нового (усовершенствованного) конкурентноспособного высокотехнологичного продукта (Карцхия. 2017. С. 17–26).
Цифровые технологии выступают объектом цифровых правоотношений. К цифровым технологиям относятся: искусственный интеллект и машинное обучение; высокоскоростной интернет; интернет вещей; интегрированные промышленные сети; дополненная реальность и 3D-печать; киберфизические системы и нейротехнологии с принципиально новым механизмом взаимодействия человека и робототехнических устройств; современные биоинженерные технологии; системы распределённого реестра (блокчейн); технологии сервиса сбора и аналитической обработки больших (глобальных) баз данных (Big Data); облачные компьютерные сервисы; «умные» робототехнические комплексы и устройства, а также технологии развития социальных сетей, сложных цифровых технологических платформ (цифровые двойники, децентрализованный реестр, квантовые вычисления); технологии защиты и безопасности в Интернете (Cybersecurity) (The Global Innovation Index 2016. P. 23–25. Global Innovation Index 2017. P. 23–28; WIPO Technology Trends 2019). В рамках каждой цифровой технологии выделяются субтехнологии, которые стремительно развиваются (Цифровое право. 2021. С. 72–73).
Применение цифровых технологий оказывает влияние на изменение общественных отношений в различных сферах деятельности в информационном обществе. В настоящее время наблюдается тенденция трансформации устоявшихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ правового регулирования, что, в свою очередь, играет значительную роль в развитии цифровых технологий (Морозов. 2019. С. 171). Например, цифровые технологии активно используются в процессе доказывания (представление электронных доказательств); развитие правовых интернет-платформ предоставляет возможность любому лицу подготовить онлайн правовые документы; с помощью Государственной автоматизированной системы «Правосудие» возможно подавать и получать от суда юридически значимые документы в электронном виде, обеспечить возможность проведения онлайн-аукционов по оказанию юридических услуг и онлайн-медиации и др. Такие цифровые технологии, как искусственный интеллект и робототехника, способствуют проведению быстрого и всеобъемлющего анализа, систематизации и прогнозирования судебных решений. В настоящее время в судах РФ стали использоваться автоматизированные системы принятия решений, основанные на искусственном интеллекте. В частности, в отдельных субъектах РФ запущен пилотный проект, в рамках которого к участкам мировых судей подключили искусственный интеллект для формирования судебных приказов по взысканию задолженностей по имущественным, земельным и транспортным налогам. Система готовит документы и проверяет реквизиты, что позволяет значительно облегчить рутинную работу судей и работников аппарата (Алексеев. 2021).
Перед правовым регулированием цифровых технологий стоит задача обеспечения режима наибольшего благоприятствования использованию цифровых прав, что предполагает внесение масштабных изменений в текущее законодательство (в первую очередь, Гражданский кодекс РФ). В целях разработки нормативного регулирования необходима имплементация ряда международных актов в российское законодательство (например, Хартии прав человека и принципов для интернета, в редакции 2006).
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утверждённой указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, определено, что информационные и коммуникационные технологии влияют на развитие традиционных отраслей экономики и становятся составной частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Значительное увеличение объёма данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, а также электронные устройства, приводит к формированию принципиально новых технологий, которые, в свою очередь, способствуют развитию цифровой экономики.
Новый подход к правовому регулированию цифровых технологий сформировался благодаря программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 № 1632-р), поручению Президента РФ Пр-2132 от 10 октября 2017 г. о реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому приоритетной национальной целью развития России является ускорение её технологического развития и обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу страны. Характерными чертами нового подхода являются: признание публично-правовой природы отношений, складывающихся в сфере применения цифровых технологий, связь цифровых технологий с цифровыми правами и цифровой средой, которая включает в себя информационные и коммуникационные технологии, в том числе Интернет, мобильные и связанные с ним технологии и устройства, а также цифровые сети, банки данных, контент и услуги (Артамонова. 2018. С. 117).
Модели правового регулирования цифровых технологий разрабатываются и на доктринальном уровне. Например, профессор А. А. Карцхия предлагает внедрение новой гражданско-правовой модели регулирования цифровых технологий и признаваемых законом имущественных цифровых прав в качестве особого института гражданского права, предметом регулирования которого являются имущественные частноправовые отношения, связанные с возникновением (признанием), переходом (передачей), иным распоряжением цифровыми имущественными гражданскими правами на цифровые объекты, создаваемые в результате использования цифровых технологий и выражаемые в цифровой форме посредством электронных или иных технических средств (Карцхия. 2018. С. 125; Карцхия. 2019).