Государственная тайна
Госуда́рственная та́йна, различные виды сведений, разглашение которых может нанести вред государству; защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Государственная тайна является одним из инструментов обеспечения безопасности и суверенитета государства, как внешнего, так и внутреннего. По своей юридической природе государственная тайна является информацией, изъятой из свободного оборота. При этом как социальное явление государственная тайна выступает политико-правовой категорией – интересы политической власти обеспечиваются и защищаются правовыми методами и средствами.
Национальная правовая система практически каждого государства содержит правовые нормы, регулирующие отношения по обеспечению и защите государственной тайны (терминологические варианты – государственный секрет, секретная информация, конфиденциальная информация и др.). В мире сформировались два основных подхода отнесения сведений к государственной тайне – персонифицированный и перечневый.
Первый из них предполагает строго вертикальное делегирование полномочий относительно доступа к секретной информации от вышестоящего должностного лица к нижестоящему. При этом вышестоящее должностное лицо само определяет порядок и степень засекреченности тех или иных сведений, пределы распространения. Персонифицированный подход реализуется, в частности, в США и некоторых других странах, перенявших этот опыт организации защиты государственных секретов.
Перечневый подход характеризуется предварительным определением категорий сведений, составляющих государственную тайну. Как правило, правовой режим государственной тайны для сведений, входящих в перечень, юридически закрепляется путём принятия нормативного документа (нормативного правового акта). Перечневый подход является более объективным и легитимно прозрачным, но не предполагает оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку. Он присущ большинству стран. В России для засекречивания сведений, значимых для обеспечения безопасности государства, также используется именно перечневый подход.
Определение понятия государственной тайны применительно к России закреплено в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне), который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Его положения обязательны для исполнения на территории России и за её пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также иными указанными в Законе о государственной тайне субъектами, в том числе гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне (согласно ст. 3 Закона о государственной тайне, законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и включает Закон о государственной тайне, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны).
Закон о государственной тайне устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5). Этот перечень сформирован по четырём основным областям государственных интересов и содержит общую характеристику сведений, подлежащих засекречиванию:
в военной области (о содержании мобилизационных планов, планов строительства Вооружённых Сил России и других войск, о ядерном оружии, новых видах боеприпасов, режимных и особо важных объектах, дислокации и организационной структуре войск и др.);
в области экономики, науки и техники (о мобилизационных мощностях промышленности, запасах стратегического сырья и материалов, силах гражданской обороны, планах государственного оборонного заказа, имеющих оборонное значение достижениях науки и техники и др.);
в области внешней политики и экономики (о финансовой политике в отношении иностранных государств, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности России при условии, что преждевременное распространение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства);
в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты (о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах указанных видов деятельности, о сотрудничающих лицах, об обеспечивающих безопасность объектах, средствах связи, средствах защиты секретной информации, о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры России).
Сведения, отнесённые к государственной тайне, содержатся в перечне, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 № 1203, в котором в том числе названы конкретные государственные органы и организации, наделённые полномочиями по распоряжению теми или иными категориями сведений, отнесённых к государственной тайне. В дальнейшем развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, с определением степени их секретности разрабатываются органами государственной власти, руководители которых наделены соответствующими полномочиями.
Законом о государственной тайне установлены 3 степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» – в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Порядок отнесения информации к сведениям, составляющим государственную тайну, определён Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870.
Для доступа к сведениям, содержащим государственную тайну, необходимо иметь допуск по одной из форм – первой, второй или третьей в зависимости от степени секретности сведений. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан России к государственной тайне утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) и предусматривает как согласие на частичное, временное ограничение их прав, так и предоставление установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий. Степень ограничения прав граждан, так же как вид, размер, порядок предоставления социальных гарантий, зависит как от занимаемой должности (выполняемой работы), так и от формы допуска.
Важным гарантом соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан и общества, принципа демократизма в правовом государстве является закрепление в ст. 7 Закона о государственной тайне перечня сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Запрещено относить к секретной информацию, которая затрагивает интересы граждан и общества: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о состоянии здоровья высших должностных лиц России; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами; о состоянии окружающей среды (экологическую информацию).
Комплексный правовой институт государственной тайны, включающий в себя нормы конституционного, трудового, служебного, административного, уголовного и других отраслей права, помимо сведений, относимых законодательством к государственной тайне, также включает правовой механизм защиты этих сведений и юридическую ответственность (санкции), применяемую за нарушение режима государственной тайны.
В Законе о государственной тайне закреплён комплекс правовых мер по защите государственной тайны. Защита засекреченной информации осуществляется посредством реализации специального административно-правового режима, предполагающего установление особого порядка допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, организацию доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. За обеспечением защиты государственной тайны осуществляется федеральный государственный контроль, ведомственный и межведомственный контроль, прокурорский надзор.
Система защиты государственной тайны обеспечивается мерами юридической ответственности. Уголовным кодексом Российской Федерации закреплены несколько составов преступлений, объективная сторона которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти преступления предусмотрены следующими статьями: ст. 275. «Государственная измена»; ст. 276. «Шпионаж»; ст. 283. «Разглашение государственной тайны»; ст. 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну»; ст. 284. «Утрата документов, содержащих государственную тайну».
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения работ, оказания услуг по защите государственной тайны (ряд составов административных правонарушений, содержащихся в гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации»). Также должностные лица, виновные в нарушении правил в области обращения сведений, составляющих государственную тайну, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а граждане – к гражданско-правовой, подразумевающей возмещение государству материального ущерба, причинённого в результате разглашения государственных секретов.
С российским законодательством о государственной тайне в определённой степени сближено законодательство о государственной тайне в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поскольку гармонизация правового регулирования в этой сфере облегчает решение общих задач и достижение целей ОДКБ. Вместе с тем законодательство о государственной тайне каждого из государств – членов ОДКБ имеет свои особенности, обусловленные самобытностью национальной правовой системы.
Таким образом, государственная тайна является важной политико-правовой категорией, одним из инструментов обеспечения безопасности и суверенитета государства.