Соната
Сона́та (итал. sonata, от sonare – звучать), со времён Возрождения до 21 в. музыкальное инструментальное произведение.
Термину «соната» предшествовало слово «sonare», которое применялось к пьесам, предназначенным для пения с участием инструментов, а в конце 16 – началу 17 вв. – к чисто инструментальным сочинениям, разнообразным по форме и функциям (в том числе переложенным с вокальных): мадригалы «da cantare e sonare» («для пения и игры»), «canzona da / per sonare» («канцона для исполнения на инструментах», например «Первая книга канцон для игры на инструментах на четыре голоса» Ф. Маскеры, изданная в 1582). Постепенно стал употребительным термин «соната»: «Sonata piano e forte» для корнета, альта и 6 сакбутов Дж. Габриели (1597). Иногда он обозначал инструментальные части, которые включались в богослужение («Sonata sopra Sancta Maria» в «Вечерне блаженной Девы» К. Монтеверди). Применялся в значении увертюры (вступление к опере А. Чести «Золотое яблоко», 1667; духовная кантата «Himmelskönig, sei willkommen» И. С. Баха BWV 182, 1715).
К началу 17 в. сформировался жанр трио-сонаты. Сонаты для солирующей скрипки с бассо континуо сочиняли Б. Марини (1620-е гг.), Г. И. Ф. фон Бибер, И. С. Бах (ему принадлежат также три сонаты без сопровождения). И. Кунау первым назвал «сонатой» сольную клавирную пьесу (шесть «Библейских сонат», 1700). Именно эти исполнительские составы (солирующий инструмент с аккомпанементом или без него) стали со временем отождествляться с сонатой.
Сонатный цикл в современном понимании сформировался к концу 18 в. у К. Ф. Э. Баха, композиторов мангеймской школы и венской классической школы. К этому времени также сложилась форма, позднее (в 1824) названная сонатной формой. Она стала обязательной для сонатно-симфонического цикла (соната, квартет, классический концерт, симфония и др.) – хотя бы для одной (обычно первой) части; т. е. соната как цикл дала название сонатной форме, а сонатная форма – сонатно-симфоническому циклу (пример сонатного цикла без единой сонатной формы – в Клавирной сонате ля мажор В. А. Моцарта KV 331). В сонатно-симфоническом цикле обычно 3–4 (реже 2–5; в Квартете до-диез минор op. 131 Л. ван Бетховена – 7) содержательно-, жанрово-, темпово-, тонально-контрастных части. В эпоху романтизма под влиянием жанра поэмы появились одночастные сонаты (Ф. Лист). В них разделы сонатной формы по масштабам и функциональной самостоятельности приближаются к частям цикла, образуя «одночастный сонатный цикл». В дальнейшем сонатно-симфонический цикл кардинальных изменений не претерпел.