Мажор
Мажо́р (англ. major, франц. majeur, итал. maggiore, от лат. maior – больший), тональный лад, устойчивые звуки которого образуют большую терцию и чистую квинту (считая вверх от I ступени семиступенного звукоряда).
Мажорное наклонение есть качество лада и в особенности его центрального устоя-аккорда – консонирующего тонического трезвучия, имеющего большую терцию в основе. Употребительное обозначение мажорной тональности совпадает с обозначением мажорного трезвучия: прописная латинская буква или слог (A, B, H, C, Cis, Des, D и т. д. в порядке возрастания высоты) означает звуковысотное положение тоники (основного тона тонического трезвучия), слово «dur» (от лат. durus – твёрдый) – мажорный лад (наклонение).
Противоположность мажора и минора составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке европейской традиции. Мажорное трезвучие (совпадающее с 4, 5 и 6-м тонами натурального звукоряда) имеет светлую окраску звучания, т. е. противоположно минорному трезвучию по своему фонизму. Этой окраске тонического трезвучия соответствует эмоциональная окраска лада, построенного на его основе.
В классической тональной системе мажор имеет 3 основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. В строго диатоническом натуральном мажоре мажорностью обладают аккорды тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S). В гармоническом мажоре (с низкой VI ступенью) строгая диатоника не сохраняется, в качестве S используется минорное трезвучие и производные от него аккорды, более остро тяготеющие в тонику. Мелодический мажор (с низкими VI и VII ступенями) относительно редок и связан, как правило, с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором).
Мажорность в широком смысле может пониматься не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, которую вносит звук, отстоящий на большую терцию вверх от центрального тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно также большой группе ладов: ионийскому, миксолидийскому, лидийскому, некоторым пентатоническим (c-d-e-g-a), доминантовому ладу и др.
Практическое овладение мажором было связано с постепенным осознанием акустической близости тонов аккорда и особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танцевальной музыки до сложных полифонических жанров). Эпоха функционального мажора (и минора) в собственном смысле наступила в европейской музыке в 17 в. Постепенно мажор освобождался от интонационных формул церковных ладов и с середины 18 в. приобрёл свой классический вид (опора на три главных аккорда – Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. В 19 – начале 20 вв. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами (мажоро-минор, хроматизм) и функциональной децентрализации (в том числе в условиях диссонантной диатоники). В музыке 20–21 вв. мажор сохраняет своё значение как один из основных ладов.