Мажор
Мажо́р (англ. major, франц. majeur, итал. maggiore, от лат. maior – больший), тональный лад, устойчивые звуки которого образуют большую терцию и чистую квинту (считая вверх от I ступени семиступенного звукоряда).
Мажорное наклонение есть качество лада и в особенности его центрального устоя-аккорда – консонирующего тонического трезвучия, имеющего большую терцию в основе. Употребительное обозначение мажорной тональности совпадает с обозначением мажорного трезвучия: прописная латинская буква или слог (A, B, H, C, Cis, Des, D и т. д. в порядке возрастания высоты) означает звуковысотное положение тоники (основного тона тонического трезвучия), слово «dur» (от лат. durus – твёрдый) – мажорный лад (наклонение).
Противоположность мажора и минора составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке европейской традиции. Мажорное трезвучие (совпадающее с 4, 5 и 6-м тонами натурального звукоряда) имеет светлую окраску звучания, т. е. противоположно минорному трезвучию по своему фонизму. Этой окраске тонического трезвучия соответствует эмоциональная окраска лада, построенного на его основе.Структура мажорного лада (тональность до мажор, или C-dur). Нотная иллюстрация предоставлена Чеховичем Д. О.
В классической тональной системе мажор имеет 3 основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. В строго диатоническом натуральном мажоре мажорностью обладают аккорды тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S). В гармоническом мажоре (с низкой VI ступенью) строгая диатоника не сохраняется, в качестве S используется минорное трезвучие и производные от него аккорды, более остро тяготеющие в тонику. Мелодический мажор (с низкими VI и VII ступенями) относительно редок и связан, как правило, с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором).
Мажорность в широком смысле может пониматься не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, которую вносит звук, отстоящий на большую терцию вверх от центрального тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно также большой группе ладов: ионийскому, миксолидийскому, лидийскому, некоторым пентатоническим (c-d-e-g-a), доминантовому ладу и др.
Практическое овладение мажором было связано с постепенным осознанием акустической близости тонов аккорда и особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танцевальной музыки до сложных полифонических жанров). Эпоха функционального мажора (и минора) в собственном смысле наступила в европейской музыке в 17 в. Постепенно мажор освобождался от интонационных формул церковных ладов и с середины 18 в. приобрёл свой классический вид (опора на три главных аккорда – Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. В 19 – начале 20 вв. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами (мажоро-минор, хроматизм) и функциональной децентрализации (в том числе в условиях диссонантной диатоники). В музыке 20–21 вв. мажор сохраняет своё значение как один из основных ладов.