Канчели Гия Александрович
Канче́ли Ги́я Алекса́ндрович (გია ალექსანდრეს ძე ყანჩელი) (10.8.1935, Тифлис, ныне Тбилиси – 2.10.2019, там же), грузинский композитор, народный артист СССР (1988).
В 1959 г. окончил геологический факультет Тбилисского университета, в 1963 г. – Тбилисскую консерваторию по классу композиции И. И. Тускии. В 1970–1977 гг. преподавал в консерватории инструментовку, в 1971–1990 гг. заведующий музыкальной частью Грузинского драматического театра имени Шота Руставели, с 1974 г. руководитель Объединения молодых композиторов Грузии, с 1984 г. первый секретарь правления Союза композиторов Грузинской ССР, с 1986 г. секретарь правления Союза композиторов СССР. С 1991 г. жил в Берлине, с 1995 г. – в Антверпене (был приглашён Филармоническим оркестром Фландрии в качестве композитора). Сочинения Канчели исполняли М. Л. Ростропович, Ю. А. Башмет, В. Т. Спиваков, Г. Кремер, Дж. И. Кахидзе и другие видные музыканты.
Один из крупнейших современных композиторов. Для музыки Г. А. Канчели характерны ощущение замедленного течения времени, «разреженность» звукового пространства, преобладание консонантных звучаний. Музыкальный язык, наряду с чертами джаза, сонорики, вобрал в себя элементы архаических пластов грузинского фольклора, грузинской духовной музыки. Значительное место в творчестве занимает симфоническая музыка (7 симфоний, 1967–1986; в том числе Четвёртая – «Памяти Микеланджело», 1975, Государственная премия СССР, 1976). Среди других сочинений: опера «Музыка для живых» (1984, Тбилиси), «литургия для большого оркестра и альта соло» «Оплаканный ветром» (1988), цикл «Жизнь без Рождества» («Утренние молитвы» для камерного оркестра и магнитофонной ленты, 1990; «Дневные молитвы» для 19 инструментов, детского голоса и кларнета соло; «Вечерние молитвы» для камерного оркестра и 8 альтов, оба – 1991; «Ночные молитвы» для струнного квартета и магнитофонной ленты, 1994); «Exil» (для сопрано, камерного оркестра и магнитофонной ленты, 1994), «Стикс» (для альта, смешанного хора и оркестра, 1999; посвящён Ю. А. Башмету), «In l’istesso tempo» (для фортепианного квартета, 1997), «Отпечатки пальцев» (для оркестра, 2002).
Сочинял музыку к спектаклям (среди них – комедия-водевиль «Ханума» по пьесе А. А. Цагарели, режиссёр Г. А. Товстоногов, Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, 1972; ставилась во многих театрах СССР и за рубежом), сотрудничал с режиссёром Р. Р. Стуруа («Кавказский меловой круг» Б. Брехта, Грузинский драматический театр имени Шота Руставели, 1975; «Ричард III» У. Шекспира, там же, 1979, Государственная премия Грузинской ССР, 1981). Автор музыки к фильмам (всего около 50): «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза» (все – режиссёр Г. Н. Данелия), «Житие Дон Кихота и Санчо» (режиссёр Р. Д. Чхеидзе).