Кончерто гроссо
Конче́рто гро́ссо (итал. concerto grosso, буквально – большой концерт), разновидность жанра оркестрового концерта, характерная для европейской музыки эпохи барокко конца 17 – 1-й половины 18 вв.
Специфический признак кончерто гроссо – выделение из общего исполнительского состава (тутти) небольшой стабильной группы солистов – т. н. кончертино (итал. concertino), состоявшей чаще всего из 2 скрипок и виолончели (которую, как правило, поддерживает клавесин, участвующий в партии бассо континуо). При этом для кончерто гроссо характерно многократное чередование фрагментов, исполняемых этой группой, с фрагментами, в которых к кончертино присоединяются остальные инструменты, составляющие группу рипиено (итал. ripieno, буквально – наполненный).
Первые «классические» образцы кончерто гроссо возникли предположительно в конце 1680-х гг. в творчестве А. Корелли (12 concerti grossi op. 6, впервые опубликованы посмертно в 1714). В следующие десятилетия кончерто гроссо стал важным жанром в творчестве не только итальянских мастеров (Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. А. Локателли и др.), но и композиторов из других стран (Г. Муффат, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман).
К оркестровым концертам со стабильной группой солистов в эпоху барокко не всегда применялся термин «кончерто гроссо». К тому же данное обозначение, как правило, использовалось в качестве собирательного жанрового наименования (на титульных листах сборников, обычно во множественном числе – concerti grossi), а каждое конкретное сочинение называлось «concerto». Кончерто гроссо состоит из нескольких частей, контрастирующих друг с другом по характеру музыки; их количество варьируется от 3 до 6. Со 2-й четверти 18 в. нередко за основу принималась 4-частная структура «медленно – быстро – медленно – быстро» (как во многих сонатах того времени).
После нескольких десятилетий необычайной популярности ко 2-й половине 18 в. кончерто гроссо практически исчез из активной композиторской практики, уступив своё место концертной симфонии и другим жанрам оркестровой музыки. Интерес к нему возродился в 20 в. в стилевых рамках неоклассицизма (Э. Блох, Б. Мартину, Р. Воан-Уильямс, А. Г. Шнитке и др.).