Увертюра
Увертю́ра (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю), а также самостоятельное сочинение.
Фанфарное вступление, открывающее оперу «Орфей» К. Монтеверди (1607), считается первой оперной увертюрой (в оригинале «токката»). В середине 17 в. у Ж.-Б. Люлли установился тип французской увертюры, состоящей из вступительной медленной (патетической, с острым ритмом) и быстрой фугированной частей (замыкаются кратким медленным разделом, иногда возвращением к вступительному материалу). Во 2-й половине 17 в. (А. Страделла, А. Скарлатти) сложился тип 3-частной итальянской увертюры (sinfonia), в которой крайние полифонические части быстрые, средняя – медленная. В немецкой музыке 1-й половины 18 в. французская увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха BWV 828), причём увертюрой могло называться и всё сочинение (оркестровые увертюры, или сюиты, Баха BWV 1066–1071).
Оперная увертюра (главным образом итальянская) подготовила классическую симфонию (от французской увертюры перешло медленное вступление в первых частях симфоний). Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. увертюра приобрела новые черты: обобщение основного характера драматического конфликта (поздние оперы К. В. Глюка); использование материала из сцен оперы («Дон Жуан» В. А. Моцарта); сонатная форма, иногда с медленным вступлением, часто со значительным развитием (увертюры Л. ван Бетховена). В 19 в. увертюры такого рода преобладали у К. М. фон Вебера, Р. Вагнера, сосуществуя с более традиционными увертюрами, например у Дж. Россини. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами.
К жанру увертюры относятся первые образцы русской симфонической музыки – Д. С. Бортнянского (увертюры к операм), О. А. Козловского (к трагедиям); классические образцы – у М. И. Глинки (увертюра к опере «Руслан и Людмила», концертная увертюра «Арагонская хота»).
Программная концертная увертюра в развитой сонатной форме (Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, И. Брамс) имеет общие черты с симфонической поэмой, симфонической фантазией. Во 2-й половине 19 в. получило распространение относительно короткое несонатное вступление к опере (Preludio, Introduction, Vorspiel), нередко излагающее основные темы.
Характеру оперетты соответствует увертюра-попурри.
В 20 в. увертюры чаще создавались как концертные произведения (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович).