Минор
Мино́р (англ. minor, франц. mineur, итал. minore, от лат. minor – меньший), тональный лад, устойчивые звуки которого образуют малую терцию и чистую квинту (считая вверх от I ступени звукоряда).
Минорное наклонение характеризует лад в целом и в особенности его центральный аккорд – консонирующее тоническое трезвучие, имеющее малую терцию в основе. Употребительное обозначение минорной тональности совпадает с обозначением минорного трезвучия: строчная латинская буква или слог (a, b, h, c, cis, d, dis, es, e и т. д. в порядке возрастания высоты) означает звуковысотное положение тоники (основного тона тонического трезвучия), слово «moll» (от лат. mollis – мягкий) – минорный лад (наклонение).
Минорное трезвучие, несмотря на консонантность, невыводимо из натурального звукоряда и по своему фонизму противоположно мажорному трезвучию, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. «Тёмной» окраске минорного тонического трезвучия соответствует эмоциональная окраска лада, построенного на его основе. В классической тональной системе минор имеет 3 основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. Гармонический минор имеет вводный тон (высокую VII ступень), нарушающий строгую диатонику и сближающий его с одноимённым мажором; в качестве доминанты используется мажорное трезвучие, более остро тяготеющее в тонику. В мелодическом миноре высокие VI и VII ступени часто связаны с восходящим мелодическим движением.
Эпоха функциональной (гармонической) тональности, базирующейся на мажоре и миноре, охватывает в европейской музыке 17–19 вв. Процесс освобождения от интонационных формул старых ладов был для минора более сложен, чем для мажора. Даже в классико-романтический период (с середины 18 до конца 19 вв.), когда минор по образцу мажора приобрёл свой классический вид (опора на 3 главных аккорда – Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность некоторых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) – остаток прежнего богатства старомодальной гармонии. К концу 19 в. минор (как и мажор) отчасти реорганизовался за счёт включения в лад недиатонических элементов и функциональной децентрализации. В музыке 20–21 вв. минор сохраняет своё значение как один из основных ладов.