Франчайзинг
Франча́йзинг, вид договорных отношений между рыночными субъектами, который предполагает передачу прав на продажу или производство товаров или услуг. Объектом отношений этого вида является франшиза – комплекс благ, предоставляемых её покупателю (франчайзи), таких как возможность пользоваться брендом, технологиями, разработанной и проверенной временем бизнес-моделью продавца франшизы (франчайзера). При покупке франшизы франчайзи выплачивает первоначальный стартовый взнос; в дальнейшем он обязан вносить регулярные платежи (роялти), а также соблюдать строгие принципы и правила функционирования бизнеса, которые разрабатываются для сохранения и поддержки бренда франчайзера. Договор франчайзинга носит временный характер и не предполагает отчуждение франчайзи прав владельца данного бизнеса. Наиболее распространённым видом франчайзинга является передача бизнес-формата франчайзера. В этом случае франчайзер передаёт франчайзи права на использование бизнес-модели, товарного знака и операционных систем, т. е. всей системы управления компанией. Второй вид франчайзинга – передача прав на дистрибуцию товаров и услуг франчайзера. При третьем, производственном, виде франчайзинга франчайзер передаёт франчайзи права на производство и продажу своей продукции.