Внешняя среда организации
Вне́шняя среда́ организа́ции, комплекс факторов, тенденций и событий, фиксируемых вне корпоративных границ компании. Внешняя среда подразделяется на 3 основных уровня: общий, отраслевой и конкурентный.
Факторы и события общего уровня внешней среды не зависят от того, к какой отрасли относится компания и на каких рынках она реализует свои товары и услуги. Чтобы испытывать воздействия общей внешней среды, компании достаточно вести свою деятельность на определённом географическом пространстве – одна страна, группа стран или целый регион. К факторам общей внешней среды относятся политические, макроэкономические, социальные, технологические и иные, которые воздействуют на компании различной отраслевой принадлежности и продуктовой направленности.
Отраслевой уровень внешней среды содержит факторы, влияющие только на компании, принадлежащие к определённой отрасли, например только на производителей компьютерной техники. К отраслевым факторам воздействия относят рыночную силу поставщиков в отрасли, рыночную силу отраслевых потребителей и другие параметры, являющиеся специфическими для отдельно взятой отрасли.
Конкурентный уровень внешней среды включает в себя последствия различного рода наступательных и оборонительных действий каждой из компаний, конкурирующих за доминирующие позиции в том или ином рыночном сегменте. Речь идёт о воздействиях, которые компания испытывает со стороны каждого из своих конкурентов, борющихся за увеличение рыночной доли или достижение более высоких финансовых результатов.
Общий уровень внешней среды компании обычно исследуется при помощи схемы PESTEL, которая включает 6 основных сегментов, воздействующих на компанию: 1) политический (законодательные акты, принимаемые на уровне отдельных стран или их сообществ); 2) экономический (изменения валового внутреннего продукта страны или региона, обменного курса национальной валюты, уровней инфляции или безработицы); 3) социокультурный (коллективные предпочтения и склонности потребителей товаров и услуг); 4) технологический (набор технологий общего назначения, применяемых в целом ряде отраслей); 5) экологический (взаимодействие компании с окружающей средой) и 6) правовой (акты исполнительной власти и административных ведомств).
Отраслевой уровень внешней среды анализируется при помощи схемы пяти сил рыночной конкуренции, предложенной М. Портером из Гарвардской школы бизнеса. Эта схема включает угрозу входа новых конкурентов в отрасль, рыночную силу поставщиков и потребителей, угрозу замещающих продуктов и интенсивность конкурентной борьбы в отрасли.
Конкурентный уровень внешней среды компании может быть исследован на основе методологии, предложенной М. Ченом (род. 1954) из Университета Вирджинии. Данная схема включает оценку воздействия на компанию трёх групп факторов: 1) параметров конкуренции (насколько общими являются рынки, на которых действуют компании-конкуренты, и насколько схожими – ресурсы, используемые ими в конкурентной борьбе); 2) триггеров конкурентного поведения (включая осознание общности рынков и схожести ресурсов между конкурентами, мотивацию вступить в борьбу с конкурирующими компаниями, а также способность успешно выдержать конкуренцию); 3) вероятностных параметров конкурентного соперничества (определяющих, в каких случаях компания имеет бо́льшую вероятность осуществления наступательных действий в конкурентной борьбе, а в каких случаях она склоняется к ответному реагированию на конкурентные вызовы, брошенные другими участниками рынка).