Воля (в психологии)
Во́ля (англ. will, volition; нем. Wille, Volition), совокупность психических процессов, обеспечивающих выбор действий в ситуации конфликта между предложениями (решениями) человека как природного и социального существа; побуждение действий, принятых к исполнению как необходимых, но мотивационно не обеспеченных (или, наоборот, торможение действий желаемых, но неуместных в данной ситуации); осуществление действий в затруднённых условиях, при сниженной мотивации, создающей дефицит исполнительных возможностей. Волю можно определить как высшую психическую функцию, социальную по происхождению, системно организованную по своему строению, опосредованную смыслами действий, произвольно осуществляемую и направленную на регуляцию порождения и осуществления действий в ситуации конфликта желаний (предложений) человека как природного существа и решений человека как существа социального или в ситуации рассогласования необходимости и возможности осуществления действия человеком. В терминологии теории деятельности воля – особая регуляционная «работа» человека, обеспечивающая выбор действий, восполнение дефицита побуждения (торможения) к необходимым действиям, самоконтроль и саморегуляцию. Этой «работе» человек обучается при решении своих жизненных проблем.
Психология, сложившаяся в рамках философии, размышляющей о человеке, взяла из неё в свой научный аппарат ряд основных понятий, включая понятие воли. Но судьба этого понятия в психологии оказалась сложной. Если понятия разума и чувства в психологии были дифференцированы на ряд самостоятельных процессов, то понятие воли продолжало претендовать на обозначение особого психического процесса.
Однако конце 19 в. И. М. Сеченов указал на то, что воля – это не какая-то особая психическая реальность, а объяснительное понятие (гипотеза) и исследовать надо не волю, а порождение волевых действий и волевую регуляцию поведения человека. В начале 20 в. в связи с развитием экспериментальных исследований воли (Н. Ах) неопределённость содержания понятия воли послужила для К. Левина основанием для предложения о его исключении из психологии (Lewin. 1926). Это предложение было принято американской психологией, где немногочисленные исследования волевой регуляции с тех пор проводились под другими названиями (Farber. 1966). Исследования воли продолжались во франкоязычной и в советской психологии, хотя к 1970-м гг. количество работ и в них заметно уменьшилось.
В 1980-х гг. интерес к исследованиям воли в США и Германии возобновился в связи с проблемами теории мотивации (Х. Хекхаузен). В конце 20 – начале 21 вв. приобрели популярность идеи Р. Баумайстера, исследовавшего возможности человека преодолевать соблазны в условиях «усталости воли» (Тирни. 2017), и Ю. Куля, который связывал необходимость воли с особенностями личности человека (Куль. 2015; Мартенс. 2017).
В советской психологии воли оформились 2 подхода: первый был основан на традиционном понимании воли как способности человека к волевым усилиям в ситуации преодоления препятствий (В. И. Селиванов, В. К. Калин и др.), второй развивал идеи Л. С. Выготского о смысловой природе механизмов волевой регуляции, понимаемой как овладение человеком своей активностью (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. А. Иванников и др.). Эти подходы не были альтернативными – преодоление трудностей (препятствий) является вариантом овладения собой. Такой взгляд был представлен в 1980-х гг. в работе Е. П. Ильина (Ильин. 2009).
Предложенное Ш. Н. Чхартишвили понимание механизмов волевой регуляции как особых мотивов, имеющих социальную ценность, и предположение П. В. Симонова о наличии у человека особой потребности преодоления препятствий широкого признания не получили.
В психологии можно выделить 3 направления исследования воли: мотивационный подход, подход свободного выбора и регуляционный подход (Иванников. 2006). При этом почти все исследователи воли работали одновременно во всех трёх подходах, признавая сложность изучения волевой регуляции.
Мотивационный подход, в котором воля понимается как способность (функция) побуждения особых действий человека, берёт начало в работах Аристотеля. В этом подходе воля интерпретировалась как желание совершить действие или способность к такому желанию, как стремление или как влечение, которое эмоционально переживается, как дополнение к мотивации (Х. Хекхаузен). К мотивационному направлению относятся работы У. Джеймса, Д. Н. Узнадзе и его учеников, работы С. Л. Рубинштейна и его учеников, многие работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева.
В подходе свободного выбора воля понималась как способность человека выбирать нужные действия на основе разума; тем самым воля объединялась с мышлением. Это направление дало толчок развитию в философии проблемы свободы воли и породило в психологии исследования принятия решений.
Третий подход трактует волевую регуляцию как особый вид произвольной регуляции осуществления деятельности в условиях затруднений, проявляющихся в ситуации конфликта желаний и возможностей человека. В этом подходе воля рассматривается в связи со способностью человека к овладению собой (своей деятельностью и своими психическими процессами), на которую указывали К. Левин и Л. С. Выготский. Начало этого подхода можно найти в работах И. М. Сеченова. В советской психологии регуляционный подход развивали В. И. Селиванов и его ученики, а также многие психологи, работавшие со спортсменами.
В. А. Иванников в качестве психологического механизма волевой регуляции рассматривает намеренное изменение человеком смысла регулируемого действия. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, смысл действий определяется отношением цели действия к его мотиву; следовательно, за изменением смысла стоит обращение человека к тем новым мотивам, ради которых он готов совершать действия в условиях мотивационного дефицита или дефицита исполнительских возможностей (иными словами, действие временно включается в другую деятельность).
Волевая регуляция, как и любое умение человека, может автоматизироваться, порождая то, что получило название волевых качеств (или свойств) личности человека.