Талион
Талио́н (лат. talio, род. падеж talionis, от talis, буквально – такой же; наказание, равное по силе преступлению), категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствовавшим повреждению. Классической считается ветхозаветная формула талиона: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:21). Генетически талион восходит к кровной мести, которая категорически исключалась во внутриродовых (позднее в семейно-родственных) отношениях и была столь же обязательной по отношению к представителям других общностей. Она закрепляет разделение людей на «своих» и «чужих».
Основой талиона являлась потребность не стимулирования мести, а её сдерживания. Он возникает как ограничивающий, запрещающий принцип, ставя предел бесконечной враждебности, требуя строго, по возможности буквально, соразмерять возмездие с полученным ущербом. Тем самым талион соединял «своих» с «чужими», обозначая дистанцию, позволяющую им сосуществовать и входить в определённые взаимовыгодные отношения в качестве различных, теперь уже умеренно враждебных общностей.
Талион – типичный социорегулятивный механизм первобытной эпохи. Акт возмездия здесь – ответное действие, он задаётся фактом, характером и размером нанесённого роду оскорбления, ущерба; необходимость мести является для древнего человека не налагаемой извне обязанностью, а органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения; талион есть выражение коллективной ответственности, субъектом действия в котором выступает род, отдельные индивиды лишь непосредственные носители его воли. Талион вошёл в историю нравов, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия (талион уравнивает родовые общины в их праве защищать себя и свои интересы силой). Этическая структура талиона получила отражение в представлениях ранних философов о справедливости как равном воздаянии (Анаксимандр, пифагореизм и др.), она же стала точкой отсчёта первых законодательств. По мере того как возникают расхождения между коллективной волей и индивидуальным выбором, внешними действиями и внутренними намерениями, осуществляется переход от общинно-варварских форм организации жизни к государственно-цивилизованным, талион трансформируется, с одной стороны, в принцип уголовной ответственности, исходящий из того, что наказание является справедливым в качестве равного возмездия, а с другой стороны, в золотое правило нравственности. Как специфический обычай кровной мести в пережиточном виде он сохранился до нашего времени у народов с сильно выраженными следами патриархального быта, например у некоторых народов Северного Кавказа.