Тег

Экономика предприятия

Экономика предприятия
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Предприятие
Предприя́тие, хозяйственный субъект, обладающий следующими характеристиками: 1) независимость в отношении принятия финансовых и инвестиционных решений, а также наличие соответствующих полномочий; 2) ответственность за распределение ресурсов для производства товаров и услуг; 3) осуществление одного или нескольких видов видов производительной деятельности. Предприятия классифицируются в соответствии с их формой собственности (государственная, муниципальная, частная, собственность общественных организаций, иная); отраслевой принадлежностью (сельскохозяйственные, промышленные, строительные, торговые, транспортные и др.); организационно-правовой формой (индивидуальные, хозяйственные товарищества и общества, корпорации); размером (малые, средние и крупные); используемыми ресурсами (трудо-, фондо- и материалоёмкие); национальной принадлежностью собственников (национальные, зарубежные или иностранные, смешанные); целью деятельности (коммерческие и некоммерческие); производственной структурой (различающейся в зависимости от подразделений, деятельность которых положена в основу, формы специализации основных цехов и наличия основных и вспомогательных процессов).
Термины
Вертикально интегрированная компания
Вертика́льно интегри́рованная компа́ния, структура, объединяющая юридически самостоятельные предприятия, которые охватывают несколько этапов технологического процесса производства и реализации готовой продукции и связаны финансово-экономическими интересами. Как правило, организационно-правовой формой такой компании является холдинг, а её активы состоят из контрольных пакетов акций входящих в него предприятий. Стратегические мотивы создания вертикально интегрированной компании связаны с рыночной властью и конкурентным позиционированием фирмы, а соображения экономической эффективности вытекают из агентской теории и экономики трансакционных издержек. Выделяют 2 типа вертикальной интеграции: 1) интеграция продукта, или интеграция «вперед», включающая в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции; 2) интеграция ресурса, или интеграция «назад», заключающаяся в приобретении фирмой предприятий – поставщиков ресурсов.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Линейный уровень управления
Лине́йный у́ровень управле́ния, элемент иерархической пирамиды управления, состоящий из менеджеров с одинаковым уровнем полномочий. Управленческая иерархия в организации – это порядок подчинения одних должностей другим, формирующий т. н. скалярную цепь, каждое звено которой представлено как минимум одним человеком, обладающим строго определёнными линейными властными полномочиями по отношению к своему подчинённому. Независимо от числа уровней управления руководители часто делятся на 3 категории: высшие, средние и низовые. Управляющие высшего уровня занимаются постановкой стратегических целей организации. На среднем уровне управления менеджеры собирают и передают информацию между генеральным директором и исполнителями задач. Руководители низового уровня взаимодействуют индивидуально с каждым исполнителем.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Малый бизнес
Ма́лый би́знес, совокупность малых и средних предприятий, которая ограничена установленными законодательством правовыми нормами. При этом малые и средние предприятия представляют собой коммерческие организации, показатели деятельности которых не превышают определённых пороговых значений. В частности, российское законодательство (Федеральный закон от 29 июня 2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») выделяет 3 критерия отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу: доля участия других лиц и организаций в уставном капитале субъекта предпринимательства, средняя численность работников и размер выручки от реализации товаров (работ, услуг). Малое предпринимательство как вид хозяйственной деятельности способствует решению задач устойчивого социально-экономического развития, поскольку обладает высоким потенциалом прежде всего в таких областях, как обеспечение занятости населения и насыщение локальных рынков новыми продуктами.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Слияния и поглощения
Слия́ния и поглоще́ния, процесс реорганизации фирмы, который характеризуется консолидацией капитала и активов компании, а также появлением более крупных экономических субъектов. Реорганизация бизнеса позволяет компании достичь конкурентных преимуществ благодаря синергии, эффекту масштаба и др., а также повысить эффективность. При этом слияния и поглощения представляют собой угрозу для сохранения конкуренции и регулируются антимонопольным законодательством. Как правило, слияние достигается путём покупки активов фирмы и установлением контроля над её финансами. Оценка инвестиционных рисков реорганизации компании осуществляется с помощью процедуры «дью-дилидженс» (т. е. тщательного сбора информации о контрагенте), а эффективность слияния может оцениваться через коэффициент q-Тобина. Также существуют способы экономической оценки эффектов слияний, такие как STEP- и SWOT-анализы, метод бостонской матрицы и др.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования