Корпоративная социальная ответственность
Корпорати́вная социа́льная отве́тственность (КСО, социальная ответственность бизнеса), стратегический подход к ведению бизнеса, заключающийся в добровольном принятии организациями на себя ответственности за влияние их деятельности на все заинтересованные стороны, включая покупателей, заказчиков, поставщиков, сотрудников, акционеров и местные сообщества, а также на окружающую среду.
Применение этого подхода не связано с соблюдением положений действующего законодательства, определяющего условия ведения бизнеса, и предполагает, что компании добровольно прилагают дополнительные усилия для повышения качества жизни своих сотрудников и их семей, местного сообщества и общества в целом. В 21 в. концепция КСО используется многими компаниями в разных странах мира.
Корпоративная социальная ответственность является добровольно принимаемой на себя ответственностью компании перед обществом в таких областях, как окружающая среда, экономика, благополучие сотрудников и деловая этика. Многие компании используют концепцию КСО для положительного влияния на этическую сторону развития своего бизнеса. Позитивная корпоративная социальная ответственность также может принести экономические выгоды за счёт повышения имиджа организаций, обеспечения лояльности клиентов и в конечном итоге увеличения продаж и прибыли. Эти выгоды приобретаются компаниями прежде всего благодаря упрочению позитивных связей с общественностью и применению высоких этических стандартов при ведении бизнеса.
Наиболее распространённые инициативы в области КСО включают пожертвования на благотворительность, оказание помощи при стихийных бедствиях, участие компании в проектах здравоохранения, образования и культуры, строительства спортивных сооружений и проведения спортивных мероприятий, развития объектов инфраструктуры.
Организации уделяют большое внимание широкой рекламе своих инициатив в области КСО, поскольку проинформировать клиентов об этих инициативах не менее значимо для них, чем принести пользу обществу. На организационном уровне КСО обычно понимается как стратегическая инициатива, способствующая укреплению репутации бренда компании.
КСО как часть корпоративного управления
Для того чтобы инициативы компании в области социальной ответственности были успешными, они должны быть согласованы с бизнес-моделью организации и интегрированы в неё.
Для максимизации положительного эффекта от КСО компании необходимо взвесить воздействие инициатив в области КСО как на социальные процессы, так и их экономические последствия для общества и организации. Решения по инициативам КСО принимаются исходя из целей и задач компании, они согласуются с её миссией и ви́дением, с результатами SWOT-анализа компании и с итогами обсуждения инициатив со всеми заинтересованными сторонами. Кроме того, через регулярные промежутки времени компании проводят анализ результатов инициатив и вносят корректировки в намеченные действия. Тем самым КСО становится частью корпоративного управления.
Программа инициатив КСО может быть создана и реализована силами специалистов отделов кадров, развития бизнеса или связей с общественностью, так же как и специализированными подразделениями КСО, подотчётными генеральному директору или совету директоров.
Социально ответственный подход к ведению бизнеса предусматривает следующее:
безусловное качественное удовлетворение запросов потребителей продукции компании;
безукоризненное соблюдение законодательства;
обеспечение безопасности труда и инвестирование в развитие человеческих ресурсов;
заботу об окружающей среде;
открытость и прозрачность отчётности по деятельности компании в области КСО;
учёт мнений и ожиданий заинтересованных сторон, системный подход к построению с ними добросовестных и взаимовыгодных отношений.
История КСО
Эволюция КСО как стратегического подхода к ведению бизнеса восходит к 1950-м гг. в США, а термин КСО стал широко использоваться с начала 1970-х гг. Зарождение этой концепции связано с установлением и распространением в бизнес-среде норм деловой этики, охватывающей моральные принципы и этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде.
С растущим вниманием к защите окружающей среды и вопросам деловой этики во многих странах мира концепция КСО приобрела всё большее значение для успешного ведения бизнеса.
Типы инициатив КСО
Существует следующие основные типы инициатив в области корпоративной социальной ответственности:
Экологический тип инициатив КСО: компании, проявляющие инициативы в экологической КСО, уделяют особое внимание защите и сохранению окружающей среды. Они запускают проекты по сокращению загрязнения или выбросов, переработке отходов и использованию возобновляемых источников энергии.
Этический тип инициатив КСО: этическая ответственность бизнеса связана с моральными ценностями и этическими убеждениями организаций. Как правило, она распространяется на все заинтересованные стороны компании – сотрудников, поставщиков и инвесторов. Вопросы, связанные с организацией труда, улучшением его условий, соблюдением требований трудового законодательства, повышением заработной платы и др., могут быть основными вопросами этического типа КСО.
Благотворительный тип инициатив КСО предусматривает пожертвования на благотворительность, передачу товаров и услуг нуждающимся, денежные взносы в благотворительные организации.
Социальная значимость КСО
КСО в 21 в. является существенной частью корпоративного управления и этики компании. Каждая организация несёт социальную ответственность, которую следует рассматривать не как расходы, а как инвестиции для получения более высоких долгосрочных выгод.
Инициативы КСО значимы для любой организации, поскольку они могут повысить её репутацию и создать её этический имидж. Как правило, потребители оказываются более мотивированными приобретать продукцию такой организации, внося свой вклад в социальное благосостояние общества. Таким образом, осуществляя социально значимую для обществ деятельность, компании больше работают на продолжительную перспективу, чем на получение краткосрочной прибыли.