Мониторинг (в экономике)
Монито́ринг (англ. monitoring – слежение, контроль), наблюдение (слежение) за текущим состоянием экономических процессов (объектов), явлений для предвидения (прогноза) их будущего состояния с целью снижения степени неопределённости, риска при принятии экономических решений. Наиболее известными видами мониторинга в экономике являются мониторинги рыночной конъюнктуры (например, курсов акций и валют, потребительских цен, инфляции, процентных ставок и др.), конкурентоспособности, предпринимательской уверенности и инвестиционной привлекательности различных видов бизнеса в разных отраслях (сферах) деятельности, уровней экономического развития и стандартов жизни в различных странах (регионах) мира.
Особый тип мониторинга в экономике – экономические барометры кризисных явлений и антикризисных мер, первые публикации о которых появились в начале 20 в. в Гарвардском университете под руководством У. M. Персонса и У. К. Митчелла. В России начало соответствующих работ было положено в годы НЭПа в виде систематических публикаций показателей экономической конъюнктуры ЦСУ по инициативе П. И. Попова. Затем появились циклические и длинные волны Н. Д. Кондратьева, а после них были построены многочисленные барометры и прогнозы Конъюнктурного института.