Издержки меню
Изде́ржки меню́, издержки, которые несёт фирма в связи с изменением цен, установленных ранее на её продукцию. Они могут рассматриваться как разновидность трансакционных издержек.
Изменение цен может потребовать от фирмы выпуска и рассылки клиентам новых и утилизации старых каталогов продукции, распространения новых прейскурантов среди торговых представителей, распечатки новых прайс-листов и собственно меню (если речь идёт о ресторане или кафе), изготовления и замены ценников на полках с товарами, обновления информации о ценах на официальном сайте и других действий, влекущих за собой издержки. При этом такие расходы могут быть как явными, так и неявными, когда, например, требуется проведение разъяснительных мероприятий или рекламных кампаний, формирующих у клиентов понимание причин, по которым цены изменились.
Издержки изменения цен, получившие название издержек меню, обусловливают скачкообразный процесс изменения цен фирмами, поскольку частые (близкие к плавным) изменения могут быть слишком дорогостоящими, даже если они были бы целесообразны, в частности, в периоды инфляции. Следовательно, издержки меню становятся одной из причин (наряду с практикой монополистического ценообразования, поддержанием ставок заработных плат на определённом уровне и т. д.) жёсткости цен в краткосрочном периоде. Именно это обстоятельство играет ключевую роль в микроэкономических основаниях сформировавшейся в 1980-х гг. новой кейнсианской теории – макроэкономической модели, объясняющей колебания деловой активности жёсткостью номинальных и реальных переменных.
Несмотря на относительно небольшую величину издержек меню для конкретной фирмы, новые кейнсианцы видят в их наличии важное обстоятельство, ограничивающее краткосрочную гибкость цен (Никифоров. 2010. С. 560–564). Теория издержек меню объясняет, почему цены легче реагируют на крупные шоки совокупного спроса, но не изменяются в ответ на его незначительные сдвиги, что тем не менее усугубляет колебания совокупного выпуска.
Если в экономике происходит даже незначительный отрицательный шок совокупного спроса, снижение цен было бы оптимальным для общественного благосостояния, поскольку оно увеличило бы выгоду потребителей (или потребительский излишек), который вырос бы непосредственно за счёт снижения цены. Для фирмы снижение цены на производимую ею продукцию было бы целесообразно, поскольку в противном случае ей не удастся максимизировать прибыль (или излишек производителя). Однако фирма вынуждена сопоставлять выигрыш в прибыли с теми издержками меню, которые она понесёт в связи с изменением цен. Если эти издержки оказываются выше, чем приращение прибыли, фирма не меняет цены, не реагируя на незначительное изменение спроса.
При этом коэффициент, равный отношению общественных выгод от корректировки цен к частным выгодам фирм, без учёта издержек меню весьма велик. По оценкам Г. Мэнкью, если функция спроса имеет постоянную эластичность по цене, равную 10, этот коэффициент равен 23, а если эластичность равна 2, то коэффициент оказывается выше 200 (Mankiw. 1985. P. 533). Таким образом, социальные выгоды от корректировки цен могут намного превышать частные выгоды фирм, но вследствие издержек меню приспособления цен может не происходить. Согласно Мэнкью, «утверждение о том, что затраты на корректировку цен малы, не опровергает утверждения о том, что они играют центральную роль в понимании экономических колебаний» (Mankiw. 1985. P. 529).
Сторонники новой кейнсианской теории Дж. Акерлоф и Дж. Йеллен относят нежелание фирм нести издержки меню в ответ на шок совокупного спроса к разновидностям почти рационального поведения, «которое хотя и является субоптимальным, но, тем не менее, приводит к очень небольшим индивидуальным потерям для тех, кто его практикует, по сравнению с последствиями политики поиска оптимального решения» (Akerlof. 1985. P. 825). Считая целесообразным сохранить жёсткие цены, фирма готова пожертвовать незначительными потерями прибыли (потерями второго порядка). Однако подобное поведение даже небольшого числа фирм влечёт за собой значительные потери для экономики в целом, которые выражаются в снижении совокупного выпуска и росте вынужденной безработицы (потери первого порядка) (Никифоров. 2010. С. 560).
Крупные шоки совокупного спроса увеличивают количество фирм, пересматривающих цены на свою продукцию в определённый период времени, что, в свою очередь, снижает степень инерции уровня цен. Однако вследствие издержек меню дисперсия (разброс) цен может сохраняться достаточно долго, поскольку в экономике будут оставаться фирмы, сохраняющие жёсткие цены. При этом чем быстрее растёт уровень цен в период инфляции, тем чаще фирмы пересматривают цены, пренебрегая издержками меню.