Россия. Экономика. Основные фонды
Основны́е фо́нды в росси́йской эконо́мике, произведённые активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени (не менее одного года), для производства товаров и оказания услуг. Показатели баланса основных фондов дают представление о наличии, движении, состоянии основных фондов по формам собственности, видам экономической деятельности, по уровням технологической ёмкости производства. В рамках макроэкономического анализа основные фонды относятся к числу переменных (показателей) запаса. Интенсивность процесса воспроизводства основных фондов измеряется показателями обновления (удельный вес новых, введённых за год основных фондов в объёме основных фондов на конец года), темпов износа, амортизации и выбытия основных фондов (доля ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года). Стоимость основных фондов в Российской Федерации по итогам 2021 г. примерно в 2,9 раза превышал объём валового внутреннего продукта.
Основные фонды: общие тенденции
В начале 1990-х гг. в экономике России наблюдалось сокращение основного капитала, которое с 2000 г. сменилось тенденцией к восстановлению производственного потенциала. За период 2000–2020 гг. стоимость основных фондов (в постоянных ценах) выросла в 1,82 раза. Наиболее динамичные изменения основного капитала в 2000–2020 гг. фиксировались в инфраструктурных отраслях, в том числе в связи с кардинальным преобразованием их функций в условиях рыночной экономики (в частности, в финансовом и телекоммуникационном секторах, логистике и торговле, в государственном управлении и прочих). Начиная с 2006–2007 гг. отмечается ускорение роста основных фондов в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта.
В промышленности наращивание производственного аппарата началось с добывающих отраслей и с некоторым лагом распространилось на обрабатывающие производства. За период 2016–2020 гг. при общем росте основных фондов в экономике (в постоянных ценах) на 16,3 % прирост основных фондов в сфере добычи полезных ископаемых составил 33,8 %; в обрабатывающих производствах – 22,8 %. Трансформационные сдвиги в добывающих отраслях произошли в условиях опережающего роста основных фондов в компаниях, занятых добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, относительно других видов соответствующей деятельности. В обрабатывающем производстве изменения структуры основных фондов определялись устойчивым повышением доли основных фондов в производстве нефтепродуктов и химическом комплексе. Позитивной тенденцией последних лет стало увеличение ввода основных фондов в производстве лекарственных средств, медицинской техники и строительных материалов.
Острой проблемой структурных изменений в обрабатывающих производствах в период 2006–2020 гг. оставалась слабая динамика развития основных фондов в машиностроительном комплексе, формирующем материально-техническую базу экономики. Хотя большинство базовых производств в последние 20 лет демонстрировали опережающий рост расходов на обновление машин, оборудования и транспортных средств, в целом состояние основных фондов, темпы их модернизации и выбытия устаревшего оборудования не отвечают запросу экономики на новые производственные технологии. На темпы обновления основных фондов в сфере производства машин, оборудования и транспортных средств существенное влияние оказывали факторы экспортного импортозамещения и прямого импорта инвестиционных товаров.
При средней по экономике норме обновления основного капитала на уровне 4,7 % (2020) в обрабатывающем производстве этот показатель составил 9,9 %, а в машиностроительном комплексе находился в интервале 6,3–12,2 % в зависимости от вида деятельности.
С появлением новых форматов предоставления инфраструктурных услуг и стартом ввода в эксплуатацию новых технологических комплексов начала устойчиво расти и норма обновления в отраслях торговли, финансов, государственного управления. Безусловно позитивным фактором, определившим характеристики состояния основных фондов в указанных сферах, стала активная ликвидация устаревших и неэффективных объектов, что привело к снижению уровня износа оборудования. В отраслях естественных монополий (электроэнергетика и транспорт), на долю которых приходится свыше 1/4 запасов основного капитала, коэффициенты обновления несколько ниже средних показателей по экономике. Это усиливает риски несбалансированного развития энергетической инфраструктуры по сравнению с другими отраслями и региональной экономикой.
Сравнительный анализ показателей воспроизводства основных фондов по видам экономической деятельности показывает, что модернизация и технологическое обновление производственных мощностей изменили конкурентные позиции таких видов деятельности, как производство лекарственных средств, компьютеров и электронных изделий, производство ряда видов продукции оборонно-промышленного комплекса, и способствовали повышению доли выпуска высокотехнологичной продукции в ВВП с 21,3 % в 2016 г. до 23,4 % в 2020 г.
Характерной чертой современной экономики стало смещение конкуренции в сферу инноваций и технологий. Возможности интенсивного обновления производственных активов всё чаще стали зависеть от концентрации инновационно-технологических мощностей на предприятиях инвестиционного машиностроения и от уровня их вовлечённости в единые цепочки с производствами высокотехнологичных комплектующих. Результатом явилось ускорение темпов обновления основных фондов не только в традиционно высокотехнологичных секторах (информационно-коммуникационные системы, авиакосмическая деятельность, ядерные технологии, биотехнологии), но и в среднетехнологичных производствах высокого уровня (комплекс машиностроительных производств и производство химических веществ и продуктов), а также в сравнительно низкотехнологичных видах деятельности (производство потребительских товаров, аграрный и лесопромышленный комплексы и прочие).
Таблица 1. Коэффициенты обновления состояния основных фондов по степени технологичности в 2017–2020 гг. (без субъектов малого предпринимательства), в %
(Основные фонды и другие нефинансовые активы; Технологическое развитие отраслей экономики)
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
в % | ||||
Все основные фонды | 8,1 | 8,6 | 8,8 | 7,9 |
в том числе по уровню технологичности видов деятельности: |
|
|
|
|
высокотехнологичные | 14,9 | 12,1 | 11,3 | 12,9 |
среднетехнологичные высокого уровня | 7,5 | 8,8 | 13,8 | 14,3 |
среднетехнологичные низкого уровня | 10,1 | 9,1 | 8,5 | 8,1 |
низкотехнологичные | 9,7 | 12,1 | 9,8 | 8,3 |
Качественные различия состояния и индикаторов воспроизводства основных фондов ярко иллюстрируются показателями их возрастной структуры. При среднем возрасте машин и оборудования около 10,2 лет на возрастную группу до 5 лет приходится более чем 15%-ная доля основных фондов; на возрастную группу до 10 лет – 29%-ная доля. По транспортным средствам при среднем возрасте основных фондов 8,5 лет аналогичные показатели составили соответственно 22 и 31 %. Средний возраст информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования составляет 5,2 лет при равном распределении 34 % по интервалам до 5 лет и свыше 5–10 лет; однако, учитывая динамичное развитие этого сегмента экономики, сокращение циклов производства и эффективного использования оборудования, сохранение большой доли оборудования старших возрастов является фактором, ограничивающим темпы цифровизации и повышающим риски разрыва с общемировыми тенденциями.
Рост рисков, связанных с недостаточными темпами воспроизводства и обновления основных фондов, актуализировал разработку стратегий технологического развития и инвестиционных производств; с 2016 г. реализуются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р; государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377; Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р и ряд других профильных документов стратегического планирования.
Инвестиции в основной капитал
Инвестиции в основной капитал – это совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, а также инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и культивируемые биологические ресурсы. В рамках макроэкономического анализа инвестиции в основной капитал относятся к числу переменных потока (т. е. измеряются за определённый период времени, например квартал или год); они зависят от рыночной конъюнктуры, стоимости заёмных средств, спроса в соответствующих отраслях.
Ретроспективный анализ развития российской экономики позволяет выделить общие и специфические особенности, ограничения и возможности инвестиционной деятельности, способствующей воспроизводству и технологическому обновлению основных фондов. Структурные дисбалансы распределения факторов производства привели к беспрецедентному по масштабам сокращению инвестиций в основной капитал в трансформационный период (1991–1998), последствия которого всё ещё не преодолены. После дефолта и острого финансового кризиса (1998) восстановление экономики характеризовалось опережающей динамикой инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующими показателями ВВП и конечного потребления домохозяйств. За период 1999–2008 гг. ВВП вырос в 1,94 раза, инвестиции в основной капитал – в 3,29 раза, конечное потребление домашних хозяйств – в 2,38 раза.
Динамика инвестиций в основной капитал в период 2010–2020 гг. оставалась неустойчивой и структурно неоднородной; она определялась высокой волатильностью прямых иностранных инвестиций, возникшими начиная с 2014 г. санкционными ограничениями, медленным технологическим трансфертом в российскую экономику новых технологий со стороны экономик стран «Большой семёрки» (Group of Seven, G7). Снижение мотивации к инвестированию в основной капитал усиливалось такими факторами, как неопределённость инвестиционных ожиданий, неблагоприятные изменения структуры цен на продукцию инвестиционного назначения, удорожание кредитов.
Восстановление инвестиций в основной капитал на докризисном уровне 2008 г. было достигнуто в 2011 г. при темпах роста 110,8 % к предыдущему году и продолжено в 2012 г. – но в первую очередь за счёт реализации крупномасштабных государственных транспортно-инфраструктурных проектов. Внутренние структурные дисбалансы конъюнктуры мирового рынка и эффекты поступательно ужесточавшегося санкционного режима привели к резкому торможению экономической динамики и самому продолжительному за последние 20 лет инвестиционному кризису 2014–2016 гг.
Восстановительная динамика инвестиционной деятельности в 2017–2019 гг. оставалась столь же неоднородной и неустойчивой, как и в период 2010–2014 гг.; её условия, как и прежде, определялись инерционными факторами. Ослабление инвестиционной активности отечественного бизнеса на внутреннем рынке в 2019 г. не компенсировалось привлечением прямых иностранных инвестиций. Недостаточная мобилизация инвестиционных ресурсов оставалась одним из главных ограничителей экономического роста в приоритетных секторах экономики. На фоне жёстких эпидемиологических ограничительных мер инвестиции в основной капитал упали в 2020 г. по сравнению с предшествовавшим годом на 4,3 %.
Финансирование инвестиций в основной капитал
Динамика и изменение структуры финансирования инвестиций в основной капитал определялись систематическим повышением в нём доли собственных средств предприятий и организаций – с 37,1 % в 2009 г. (острый финансовый кризис) до 50,2 % в 2015 г. (локальный кризис) и 56,7 % в 2020 г. (эпидемиологический кризис). При снижении рентабельности экономики, а также доли прибыли и смешанных доходов в ВВП в 2019–2020 гг. рост собственных средств предприятий и организаций в источниках финансирования отражал ослабление интереса частных и институциональных инвесторов к участию в соответствующих инвестиционных проектах. Изменение спроса на привлечённые средства в источниках финансирования сопровождалось изменением их структуры. Реализация крупных инвестиционных проектов обеспечивалась через государственный спрос. В соответствии с приоритетами государственного инвестирования средства направлялись на модернизацию и развитие стратегически важных объектов производственной и транспортной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов по внедрению современных технологий для производства конкурентоспособной продукции, обеспечения экологической и социальной безопасности функционирования экономики. Доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в 2000–2020 гг. составляла примерно 1/5 от общего объёма инвестиций в основной капитал; в том числе доля средств федерального бюджета находилась в интервале 6,0–11,3 %. В 2020 г. объём государственных инвестиций вырос до 2,7 % ВВП (при среднем показателе 2,2 % ВВП в предыдущие 5 лет). При этом банковский сектор – на фоне возросших рисков, неопределённости инвестиционной среды – демонстрировал снижения интереса к участию в инвестиционных проектах, направленных на воспроизводство и технологическое обновление основных фондов. В 2019–2020 гг. обозначилось сокращением объёмов и доли кредитов иностранных банков и инвестиций из-за рубежа в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал.
Институциональная структура инвестиций в основной капитал
Доминирующая доля инвестиций в основной капитал приходится на частные российские компании (61,9 % в общем объёме инвестиций в 2020). Тем не менее наблюдаемые изменения структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности отражают быстрое повышение роли государственных компаний и компаний с преимущественным участием Российской Федерации. В отличие от ситуации 2008–2009 гг., повышение доли государственных инвесторов в 2020 г. оказалось гораздо более масштабным. Следует заметить, что пропорции инвестиций по формам собственности в 2018–2021 гг. формируются на фоне постепенного снижения роли компаний, находящихся в иностранной и совместной иностранной и российской собственности.
Запуск нового инвестиционного цикла, напротив, предусматривает, наряду с расширением государственных инвестиций, также совершенствование инструментов и механизмов государственной поддержки частных инвестиций, в том числе в основной капитал компаний. Указанные инструменты и механизмы должны обеспечивать стабильность регуляторного режима на период реализации инвестиционного проекта, неизменность его условий, минимизацию контрольно-административного давления, свободу от не анонсированных на момент старта проекта претензий третьих лиц.
В этих целях в последние годы приняты Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»; издана новая версия Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 2 июля 2021) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Перечисленные нормативные акты способствуют формированию благоприятной деловой среды, качественному улучшению инфраструктуры деятельности частных инвесторов, повышению устойчивости налоговых условий, преференциальных режимов и стабильности целевых показателей инвестиционного проекта. Их нормы распространяются на широкий круг инвестиционных проектов в различных сегментах и сферах деятельности, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию (включая эксплуатацию) объектов недвижимого и движимого имущества, а также использование результатов интеллектуальной деятельности. Предусмотренные перечисленными законами механизмы стабилизационной оговорки и комфортного распределения рисков повышают заинтересованность крупных инвесторов в проектах, нацеленных в том числе на модернизацию и технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики.
Ресурсный потенциал инвестиционной деятельности
В течение 2016–2020 гг. инвестиции в основной капитал медленно восстанавливались к уровню 2013 г., при этом их доля в ВВП в среднем оставалась на уровне 21,1 % ВВП. В структуре финансовых вложений организаций доля долгосрочных вложений в 2020 г. снизилась до 10,6 % против 13,2 % в 2018 г. Инвестиционные ресурсы формировались, таким образом, прежде всего за счёт собственных средств предприятий и организаций.
Таблица 2. Основные характеристики источников инвестиционных средств в 2015–2020 гг., % ВВП
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Валовое сбережение | 24,6 | 24,2 | 26,6 | 33,2 | 31,2 | 31,6 |
Валовое накопление в основных фондах | 20,6 | 21,9 | 22,0 | 20,7 | 21,1 | 21,4 |
Инвестиции в основной капитал | 20,0 | 21,2 | 21,4 | 20,0 | 20,6 | 21,8 |
Валовая прибыль и другие смешанные доходы | 41,1 | 40,8 | 41,3 | 43,0 | 42,4 | 39,7 |
Доходы консолидированного бюджета | 32,3 | 32,9 | 33,8 | 35,8 | 36,2 | 35,5 |
Фонд национального благосостояния | 6,1 | 4,7 | 3,6 | 3,7 | 7,2 | 11,7 |
Бюджетные средства на инвестиции, из них | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 2,2 | 2,7 |
Средства федерального бюджета | 1,4 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
Вклады (депозиты): |
|
|
|
|
|
|
корпоративных клиентов | 32,6 | 28,4 | 27,0 | 27,0 | 25,8 | 32,0 |
физических лиц | 27,8 | 27,9 | 28,3 | 27,4 | 28,0 | 30,8 |
Видовая структура инвестиций в основной капитал
Повышение спроса на новую технику в большинстве случаев связано с критическими характеристиками физического износа и экономической неэффективностью эксплуатации устаревших видов машин и оборудования. Комплексное оснащение производства или технологических процессов, приобретение электронно-вычислительной техники, средств механизации и автоматизации инженерного управленческого труда сопровождалось повышением доли расходов на приобретение новых основных средств до 33,2 % в 2019 г. против 20,1 % в 2010 г. В видовой структуре инвестиций в основные фонды доля вложений в машины и оборудование в 2019 г. выросла до 38,5 % – против исключительно низкого за период 20-летних статистических наблюдений показателя 31,5 % в 2016 г. Позитивным фактором можно считать поступательное повышение доли инвестиций в информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, которое обеспечивает цифровую трансформацию и в целом улучшение управляемости экономики.
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности
Восстановление позитивной динамики инвестиций в 2017–2019 гг. было обеспечено в том числе резким ростом инвестиционной активности в сельском хозяйстве, строительстве, информации и связи, здравоохранении. Это ускорение позволило преодолеть последствия сокращения инвестиций в эти отрасли в предшествовавшие периоды. В 2020 г. сохранялась позитивная динамика строительно-инвестиционной активности в нефтеперерабатывающем комплексе и в металлургической отрасли. В секторе услуг по мере усиления социальной ориентированности инвестиционной политики в 2020 г. отмечалось ускорение роста инвестиций в основной капитал в отраслях образования, здравоохранения, туризма, науки и информационных технологий.
Однако, несмотря на позитивную динамику, высокие инвестиционные риски сохранились в обрабатывающих производствах, в электроэнергетике, транспорте, торговле, индустриях гостеприимства, общественного питания, культуры и досуга. Всё перечисленное стало одним из факторов падения темпов роста в этих отраслях в период пандемии, а также в период действия коллективных международных экономических санкций, введённых в отношении Российской Федерации в связи со специальной военной операцией, начатой Россией в феврале 2022 г. Сокращение инвестиций в добывающие отрасли в 2019–2020 гг. создало риски задержки освоения ряда ключевых месторождений, ввода их в эксплуатацию и, соответственно, дополнительных инвестиционных затрат. Кроме того, длительная инвестиционная пауза в комплексе машиностроительных производств существенно осложняет решение проблем обновления технологической базы промышленности. Падение инвестиций в основной капитал в производство автотранспортных средств на 21,8 %, электрического оборудования – на 30,0 % в 2020 г. сдерживает технико-технологическое обновление соответствующих производств.
Критическое состояние основных фондов российской экономики представляет собой значительную угрозу для экономической безопасности страны. Соответственно, инвестиционная политика государства, ориентированная на создание новых высокотехнологичных производств, должна способствовать форсированному обновлению основных фондов с целью недопущения падения производства и увеличения числа техногенных аварий и катастроф.