Теория рациональных ожиданий
Тео́рия рациона́льных ожида́ний, концепция, предполагающая, что экономические агенты строят лучший из всех возможных прогнозов относительно будущих значений экономических переменных (таких как уровень цен, инфляции, безработицы и др.), принимая во внимание всю возможную информацию, относящуюся как к прошлому, так и к настоящему периодам времени, и анализируя её с полным пониманием всех закономерностей функционирования экономики.
Гипотеза рациональных ожиданий
В основе теории рациональных ожиданий лежит гипотеза рациональных ожиданий, которая была выдвинута американским экономистом и математиком Дж. Мутом (1930–2005) в 1950–1960-х гг. Среди его работ наибольшую известность получила статья «Рациональные ожидания и теория движения цен» («Rational Expectations and the Theory of Price Movements»), опубликованная в журнале Econometrica в 1961 г. «Чтобы довольно просто объяснить, как формируются ожидания, мы выдвигаем гипотезу о том, что они по существу совпадают с предсказаниями соответствующей экономической теории» (Muth. 1961. P. 315), – так Дж. Мут сформулировал свою основную идею. В таком случае ожидания экономических субъектов в среднем идентичны прогнозам формализующих их поведение моделей, и именно ожидания, которые «представляют собой информированные предсказания будущих событий» (Muth. 1961. P. 316), являются рациональными.
Гипотеза рациональных ожиданий формулируется в слабой и сильной формах.
Слабая форма гипотезы рациональных ожиданий говорит о том, что рациональные субъекты оптимально и одинаково быстро используют всю имеющуюся информацию относительно прогнозируемой переменной, а процесс формирования ожиданий не имеет существенных отличий от процесса оптимизации их целевой функции, при том что получаемые прогнозы не обязательно оказываются абсолютно идентичными у всех субъектов.
Формально слабая форма гипотезы рациональных ожиданий может быть представлена следующим образом: если – фактическое значение прогнозируемой переменной (например, прогнозируемый уровень цен), – ожидаемое значение этой переменной (например, ожидаемый уровень цен), – ошибка прогноза, то верным будет равенство:
(1).
Равенство (1) означает, что фактическое значение прогнозируемой переменной может отклоняться от ожидаемого только на величину случайной ошибки прогноза.
Однако поскольку ошибка прогноза носит случайный характер, её математическое ожидание равно нулю.
Сильная форма гипотезы рациональных ожиданий говорит о том, что значение переменной, прогнозируемое использующими всю информацию субъектами, равно среднестатистическому (т. е. типичному значению переменной во всем её множестве значений) фактическому значению этой переменной.
Следовательно, сильная форма гипотезы рациональных ожиданий может быть представлена следующим образом:
(2).
Выражение (2) означает, что фактическое значение прогнозируемой переменной равно её ожидаемому значению.
Из сильной формы гипотезы рациональных ожиданий вытекает важный вывод: ожидания субъектов, использующих всю доступную информацию относительно прогнозируемой переменной, совпадают с оптимальным прогнозом. Иными словами, если – оптимальный прогноз значения переменной (например, оптимальный прогноз ожидаемого уровня цен), то:
(3).
Исходя из выражения (3), гипотеза рациональных ожиданий означает, что «экономические субъекты строят лучший из всех возможных прогнозов относительно будущих значений экономических переменных, таких как уровень цен, инфляции, безработицы и т. д. При этом они принимают во внимание всю возможную информацию, относящуюся как к прошлому, так и к настоящему, и анализируют её с полным пониманием всех закономерностей функционирования экономики» (Антипина. 2007. С. 58). К примеру, если экономическому субъекту известны уровни инфляции за последние 3 года и тот факт, что центральный банк в следующем году намерен увеличить предложение денег, то он сможет выстроить оптимальную линию поведения, если учтёт намерения центрального банка и, понимая последствия этих намерений, потребует индексации своих номинальных доходов в точном соответствии с темпом роста денежной массы.
Таким образом, теория рациональных ожиданий противостоит концепции адаптивных ожиданий. Основное отличие рациональных ожиданий от адаптивных состоит именно в том, что адаптивные ожидания формируются только на основе прошлого опыта, в то время как рациональные ожидания строятся на основе данных прошлого и настоящего периодов и знаниях о том, как работает экономическая система. В этом смысле теория рациональных ожиданий является более общей концепцией ожиданий, т. к. она не накладывает никаких ограничений на закон формирования ожиданий.
Макроэкономическая концепция, разработанная на основе гипотезы рациональных ожиданий, произвела настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «революция рациональных ожиданий».
Теория рациональных ожиданий в моделировании макроэкономической политики
В 1970–1980-х гг. группа американских экономистов начала использовать гипотезу рациональных ожиданий при построении макроэкономических моделей. Среди них – Р. Лукас (Нобелевская премия, 1995), Т. Сарджент (Нобелевская премия, 2011), Н. Уоллес, Р. Барро и др. На базе гипотезы рациональных ожиданий им удалось создать целостную макроэкономическую концепцию, содержащую конкретные выводы относительно функционирования экономики и необходимого курса макроэкономической политики. Основные теоретические предпосылки их моделей восходили к базовым положениям неоклассического направления, которые были обогащены новыми идеями, вытекающими из гипотезы рациональных ожиданий. Это дало право историкам экономической мысли назвать сформировавшееся теоретическое направление новой классической школой в макроэкономике.
Р. Лукас в статье «Критика эконометрической оценки политики» («Econometric Policy Evaluation: A Critique»), опубликованной в 1976 г. в Journal of Monetary Economics, подверг серьёзным сомнениям применимость эконометрических моделей к «количественной оценке результатов политики» (Lucas. 1976. P. 20). Он утверждал, что при помощи эконометрических моделей можно давать оценку последствий тех или иных мероприятий макроэкономической политики, только если закон формирования ожидаемых значений используемых переменных не меняется. Однако в экономике с рациональными ожиданиями это не так, поскольку каждый шаг макроэкономической политики принимается во внимание экономическими субъектами, что приводит к корректировкам их ожиданий. При этом Р. Лукас не утверждает, что ожидания экономических субъектов всегда рациональны и гарантируют принятие ими оптимальных решений.
Фундаментальную идею «новых классиков» относительно макроэкономической политики в экономике с рациональными ожиданиями передает т. н. теорема о неэффективности: «любые ожидаемые мероприятия макроэкономической политики неэффективны с точки зрения воздействия на совокупный выпуск» (Антипина, 2007. С. 5). Обоснованию этой теоремы была посвящена серия статей Т. Сарджента и Н. Уоллеса, поэтому «теорема о неэффективности» известна также как «теорема Сарджента – Уоллеса» (Sargent. 1975, 1976).
Если экономические субъекты с рациональными ожиданиями знают правило макроэкономической политики, которому следуют власти, то изменение этого правила побуждает их изменить закон формирования ожиданий, а это делает совершенно неэффективным целенаправленное вмешательство в экономику.
Так, к примеру, монетарные власти, действуя доступными им инструментами, могут краткосрочно повлиять на совокупный выпуск, только если им удастся провести «денежные изменения, которые не полностью воспринимаются как номинальные потрясения» (Barro. 1976. P. 1), или создать «ценовой сюрприз»: неожиданно воздействовать на уровень цен так, чтобы его ожидаемое значение осталось на некоторое время неизменным. Если же монетарные власти будут перманентно проводить в жизнь те или иные мероприятия денежно-кредитной политики или заранее анонсируют предстоящее изменение макроэкономической политики, рациональные экономические агенты моментально учтут это в своих ожиданиях и значение совокупного выпуска не изменится по сравнению с потенциальным даже в краткосрочном периоде.
Однако монетарным властям не следует слишком часто прибегать к неожиданным мерам макроэкономической политики ради достижения своих целей. «Злоупотребление неожиданными "сюрпризами" приводит к слишком частым изменениям закона формирования ожиданий у экономических субъектов. А чем чаще будет меняться этот закон, тем выше вероятность совершения непредсказуемых ошибок. В целом это будет означать усиление экономической нестабильности через непредсказуемые колебания значений макроэкономических показателей – совокупного выпуска, занятости, инфляции и т. д. Следовательно, неожиданные мероприятия могут оказаться вовсе не полезными, а даже вредными для экономики» (Никифоров. 2010. C. 504).
Денежным властям во избежание колебаний совокупного выпуска желательнее сосредоточиться на сохранении стабильности уровня цен и избегании неопределённости в экономике. Таким образом, позиция, занимаемая «новыми классиками» в области кредитно-денежной политики, несмотря на свою специфику, всё же близка к монетаристской. В этом плане новая классическая школа выступает как продолжатель идей монетаристов, что и отражает часто встречающееся название этой школы – «монетаризм второго вида».
Похожий вывод формулируют «новые классики» относительно места и роли фискальной политики в экономике с рациональными ожиданиями: фискальная политика должна быть подчинена задаче поддержания стабильности и избегания чрезмерных инфляционных стимулов, а государственный бюджет в среднем сбалансирован.
Делая выводы относительно антиинфляционной политики, сторонники теории рациональных ожиданий считают, что, во-первых, для успешного подавления инфляции план борьбы с ней должен быть решительным и объявленным заранее, для того чтобы он был учтен в ожиданиях экономических агентов, а во-вторых, экономические агенты – фирмы и домашние хозяйства, – влияющие на цены и уровень заработной платы, должны верить в объявленный режим монетарной или фискальной политики, т. е. для успеха антиинфляционной политики проводящие её власти должны пользоваться доверием.
В противном случае, т. е. при отсутствии доверия со стороны экономических агентов, не исключена ситуация, когда власти, провозгласив борьбу с инфляцией, надеются, что инфляционные ожидания домохозяйств и фирм снизятся, но экономические агенты, не доверяя им, продолжат строить своё экономическое поведение исходя из прежних ожиданий роста уровня цен. В этом случае рациональные ожидания экономических субъектов оборачиваются издержками для проводимой антиинфляционной политики и снижают её эффективность.
Итоги «революции рациональных ожиданий»
Главным итогом «революции рациональных ожиданий» стало признание большинством экономистов важной роли ожиданий при определении мер и анализе результатов макроэкономической политики. Рациональность ожиданий означает прежде всего то, что экономические агенты размышляют над совершенными ими прогнозными ошибками, пересматривают свои ожидания и тем самым страхуют свои прогнозы от случайных неточностей. Более того, согласно гипотезе рациональных ожиданий экономические агенты настолько успешно избегают случайных неточностей, что корреляция между ошибками и фактическими значениями переменных отсутствует. Таким образом, ошибки прогнозов зачастую могут быть большими, но они не имеют систематической связи с макроэкономическими переменными. Это важно для понимания того, что экономические субъекты могут ошибаться в своих прогнозах, но в среднем они верно предсказывают будущие значения экономических переменных.
Другой не менее важный итог «революции рациональных ожиданий» состоит в критическом отношении к активной стабилизационной политике. В отношении кредитно-денежной политики это означает следование пассивному монетарному правилу, цель которого – поддержание устойчивого уровня инфляции, считающегося приемлемым для экономики. В области фискальной политики не приветствуются чрезмерные стимулы, ведущие к инфляции, т. к. нестабильная фискальная политика вызывает неопределённость, затрудняя даже для экономических агентов с рациональными ожиданиями верное прогнозирование экономического курса правительства.
Наконец, ещё один существенный итог «революции рациональных ожиданий» состоит в признании большой роли доверия населения властям для успеха антиинфляционной политики. Для создания атмосферы доверия властям рекомендуется открыто проводить свою политику, разъясняя её цели и порядок мероприятий, а также быть последовательными в практической реализации всех объявленных шагов.
Если макроэкономическая политика в целом будет способствовать снижению неопределённости в экономике, то экономика «без неожиданных вмешательств со стороны государства будет способна сама достичь состояния внутренней стабильности» (Никифоров. 2010. С. 526).