Акерлоф Джордж
А́керлоф Джордж, Джордж Артур Акерлоф (George Arthur Akerlof) (род. 17.6.1940, Нью-Хейвен, штат Коннектикут), американский экономист. Заслуженный профессор Джорджтаунского университета, видный представитель нового кейнсианства.
Родился в семье профессора Йельского университета, шведского эмигранта Йёста Акерлофа (Gösta Ākerlof). В 1962 г. Акерлоф получил степень бакалавра в Йельском университете, в 1966 г. – степень доктора философии в Массачусетском технологическом институте. Тема докторской диссертации под научным руководством Р. Солоу: «Заработная плата и капитал». В 1978–1980 гг. Акерлоф преподавал в Лондонской школе экономики, а затем в Калифорнийском университете.
Акерлоф положил начало изучению информационной асимметрии (неравномерное распределение среди субъектов экономики информации о рыночных процессах, когда одна из сторон типовой сделки понимает и оценивает её условия и последствия, знает ситуацию в соответствующем секторе экономики лучше, чем другая). Асимметричная информация влияет на условия сделок, равно как и на поведение сторон до и после их заключения. В публикации 1970 г. «Рынок "лимонов": неопределённость качества и рыночный механизм» (англ. The Market for«Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism) (Akerlof. 1970) проиллюстрировано воздействие асимметричной информации на экономическое равновесие на основе прослеживаемых закономерностей рынка подержанных автомобилей того времени. «Лимонами» называли подержанные автомобили, продаваемые со скидкой. Не имея представления об их техническом состоянии, потенциальные покупатели соглашались приобретать их только с существенным дисконтом к ценам новых автомобилей. Однако низкая цена, как правило, не устраивала продавцов. Таким образом, подчёркивал Акерлоф, информационная асимметрия препятствует развитию торговли, которая могла бы принести пользу как покупателю, так и продавцу.
Учёный опровергал утверждение, что разрешение проблемы асимметричной информации требует непременного участия государства; для этого, по его мнению, достаточно задействовать соответствующие рыночные институты: например, использовать гарантии продавцов, дающие покупателю уверенность в надёжности покупки, либо прибегнуть к услугам сетевых сервисов, агрегирующих информацию о продавцах (классифайдов) и обеспечивающих доступ к полной информации о продукте (в том числе CARFAX – международного провайдера историй подержанных автомобилей). На современном кредитном рынке проблема асимметричной информации (выражающаяся в хронических затруднениях небогатых граждан с получением кредита) решается путём развития бюро кредитных историй, расширения гарантий или упрощения процедур предоставления залогов.
Акерлоф расширил взгляд на асимметричную информацию также и в части поведения экономических агентов. Вместе с Р. Крэнтон (род. 1962) из Университета Дьюка они ввели в экономический анализ понятие социальной идентичности и создали посвящённую ей институциональную теорию. Опираясь на социальную психологию и неэкономические науки, Акерлоф и Крэнтон (Akerlof. 2000) доказали, что у экономических агентов есть предпочтения не только в отношении товаров и услуг: они демонстрируют не только различное потребительское поведение, но также различное поведение на рынке труда и в периметре корпоративного управления. Причём это в весьма значительной мере зависит от их пребывания в составе «групп социально идентичных людей» либо позиционирования по отношению к таким группам. Социальные нормы позволяют объяснить, почему уровень коррупции и терпимость к ней варьируются в зависимости от характера компании и её корпоративной культуры; что́ менеджеры могут сделать для повышения легитимности своего управления; чем объясняется устойчивость оппозиционной культуры, когда меньшинство пренебрежительно относится к большинству; что́ вызывает затяжную вражду между двумя сторонами в корпоративных конфликтах и др.
В совместной с Дж. Йеллен работе Модели эффективной заработной платы на рынке труда «Efficiency Wage Models of the Labor Market» (Akerlof. 1986) Акерлоф выявил существенную экономическую роль понятий о справедливости, влияющих на ситуацию на различных рынках. Проведённое авторами исследование показало, что покупатели, к примеру, считают несправедливым завышение сетевыми продавцами цен на снегоуборочные лопаты во время снегопада и это негативно сказывается на продажах, в результате чего продавцы не получают ожидаемой высокой прибыли. Аналогичным образом на фермерском рынке цены не всегда снижаются при превышении предложения фруктов над спросом. Экономические субъекты нередко прибегают к ультимативной игре, а не действуют, руководствуясь рациональными мотивами. На рынке труда, указывают Акерлоф и Йеллен, представления работодателей о справедливости могут играть ещё более важную роль. К примеру, в некоторых секторах экономики работодатели, руководствуясь ими, нередко предлагают оплату труда выше сложившегося уровня равновесия спроса и предложения. Акерлоф и Йеллен назвали этот феномен «эффективной заработной платой», чтобы показать, что повышение зарплаты стимулирует работников выполнять свои обязанности лучше. Следствием такого поведения работодателей оказывается сохранение некоторой доли безработных, поскольку их усилиями среднерыночная заработная плата в определённых секторах устанавливается выше уровня, позволяющего трудоустроить каждого, кто ищет там работу.
В работе «Животное чувство» (Акерлоф. 2011) Акерлоф совместно с соавтором – профессором Йельского университета Р. Шиллером (род. 1946) показали, что силы, не учитываемые стандартными макроэкономическими моделями, в том числе такие, как справедливость, жадность и доверие, чрезвычайно важны для понимания причин экономических спадов и нестабильности финансовых рынков. Кроме того, Акерлоф и Шиллер подтвердили растущее значение феноменов потребительской уверенности (уверенности в инвестициях), на которое указывал Дж. М. Кейнс. По их мнению, экономические спады могут быть объяснены в том числе колебаниями показателей потребительской уверенности или негативными инвестиционными ожиданиями.
Наряду с научной деятельностью Акерлоф посвятил часть жизни государственной службе: в 1970-х гг. он работал в Совете экономических консультантов при президенте США и Совете управляющих ФРС США. В 2010–2014 гг. Акерлоф состоял приглашённым научным сотрудником в Международном валютном фонде.
Супруга Акерлофа – Йеллен, председатель ФРС США в 2014 – 2018 гг. и министр финансов США с 2021 г.
Акерлоф – лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) за анализ рынков с информационной асимметрией (совместно с Дж. Стиглицем и М. Спенсом).