Английская классическая школа
Англи́йская класси́ческая шко́ла, направление экономической мысли, существовавшее в Англии с середины 18 в. до середины 19 в. Основные представители: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль. Важную роль в развитии некоторых идей классической школы сыграли также Т. Р. Мальтус и Н. У. Сениор.
Главными проблемами, изучавшимися английской классической школой, были природа и источники национального богатства, рост национального продукта и его распределение между классами – собственниками факторов производства (земли, капитала и труда). Источник богатства наций представители английской классической школы видели не в торговле, как меркантилисты, а в производстве. Согласно английской классической школе, основными причинами, ведущими к экономическому росту, являются накопление капитала (за счёт сбережений) и рост производительности труда (в первую очередь за счёт углубления разделения труда и расширения рынков).
Теория ценности классической школы определяла меновую ценность благ издержками их производства, в первую очередь затратами труда. Проблема распределения, т. е. вознаграждения владельцам факторов производства, решалась английской классической школой следующим образом: рента земельных собственников определялась плодородием различных используемых участков земли; заработная плата наёмных рабочих определялась стоимостью средств к существованию работника, а прибыль являлась остаточным доходом.
В противовес господствовавшей ранее и защищаемой меркантилистами практике государственного протекционизма английская классическая школа отстаивала принцип свободы торговли, под которой понималась свобода всякой экономической деятельности. Предполагалось, что, следуя своим собственным интересам, агенты рыночной экономики приходят к результату, отвечающему общественным интересам, т. н. принцип невидимой руки рынка. От государства при этом требуется лишь следить за соблюдением свободы конкуренции и обеспечивать общий порядок в стране.