Исследования звука
Иссле́дования зву́ка, междисциплинарное исследовательское поле, существующее с начала 2000-х гг. в англоязычной среде, которое изучает способы описания, репрезентации, практики и контексты производства, воспроизводства и восприятия звука. Данное понятие является зонтичным термином, который объединяет множество направлений, изучающих звук в области философии, социальной и культурной антропологии, истории, музыковедения, изучения науки и технологий (STS), звукового искусства (саунд-арт), медиа, коммуникаций и прочее. Несмотря на то, что многие идеи, связанные с исследованиями звука, высказывались и ранее (в трудах Ж. Аттали, С. Фельда, Р. М. Шейфера), начало «звукового поворота» в гуманитарных науках принято отсчитывать с монографий Дж. Стерна и Э. Томпсон.

Социология религии
Социоло́гия рели́гии, область междисциплинарных исследований на стыке религиоведения и социологии, изучающая религию как социальный феномен, её организационные формы, воздействие на сознание и поведение верующих людей, взаимосвязи с политикой, экономикой, образованием, искусством и т. д. В становлении и развитии социологии религии можно выделить несколько этапов. Ранний этап (1830-е гг. – начало 20 в.) связан с появлением сравнительно-исторических и этнографических исследований, в которых в качестве первоначальных форм религии рассматривались анимизм либо преанимизм. Классический этап в развитии социологии религии (конец 19 – первая треть 20 вв.) представлен прежде всего работами Э. Дюркгейма и М. Вебера. В 1930–1940-х гг. возникает социография религии – описание религиозной ситуации на основе количественных показателей религиозных практик с применением методов индукции и сравнения. В 1950-х гг. социология религии обращается к изучению новых форм религиозности; совершенствуется типология религиозных объединений; исследуются изменения в структуре религиозных общин, становление религиозного плюрализма в развитых демократических обществах. В 1960-х гг. ключевое место в социологии религии заняли темы секуляризации, упадка традиционных образов сакрального, исследовалось влияние религиозного фактора на социальное поведение. В 1970–1980-х гг. в социологии религии появляется тезис о «возвращении к сакральному». Религиозность, всё более отдаляющаяся от формальных религиозных институтов, оказалась тем не менее устойчивым явлением. В середине 1980-х гг. религиозная идентичность стала рассматриваться с позиций теории рационального выбора, в контексте её обретения в условиях религиозного плюрализма. В 1990-х гг. выдвигаются тезисы об исчерпанности секуляризации, исследуются конкретные формы «переоткрытия сакрального», возрождение традиционных форм религии на Западе. На рубеже 20–21 вв. и далее обсуждается «новая парадигма» социологии религии, идут дискуссии о постсекулярном обществе, о моделях религиозного плюрализма и активизации религиозного фактора. В России социологический подход к религии возникает в начале 20 в. В советское время социология религии занималась проблемами секуляризации, уровней религиозности, типологии верующих и другими в русле идеологической установки на «преодоление религии». Постсоветский период отмечен исследованиями отношения к религии в обществе, оценки степени религиозности населения и её влияния на социальное поведение.