Россия. Экономика. Доходы населения
Дохо́ды населе́ния, совокупность денежных и натуральных поступлений, получаемых населением (семьёй, домохозяйством) из разных источников в течение определённого периода (в статистике обычно год или месяц) и расходуемых на потребление, накопление, различные обязательные платежи (налоги, сборы и т. п.).
Данные о доходах населения
Объём и структура доходов населения, характер их динамики относятся к ключевым индикаторам социально-экономического развития. При международных сопоставлениях показатель доходов населения пересчитывается из национальных денежных единиц в долларовый эквивалент по паритету покупательной способности. Доходы населения в международной практике (Евростат, Всемирный банк) измеряются как медианой, так и средним значением. Согласно статистике Всемирного банка, самые высокие доходы в начале 2022 г. были у медианного жителя Люксембурга (26,3 тыс. долл. США), Объединённых Арабских Эмиратов (24,3 тыс. долл. США), Норвегии (22,7 тыс. долл. США), Швейцарии (21,5 тыс. долл. США) и Соединённых Штатов Америки (19,3 тыс. долл. США). Российская Федерация занимает в данном рейтинге 46-е место с медианным доходом населения 5,5 тыс. долл. США (World Population Review).
Официальный список показателей доходов населения Российской Федерации, правила сбора информации о доходах, методология их учёта формируются Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстат); все соответствующие изменения осуществляются публично (например, приказ Росстата от 12 октября 2020 № 629 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для подготовки и проведения выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах»). Методология учёта доходов населения соответствует международным стандартам, что позволяет сопоставлять доходы в динамике между странами, регионами, типами поселений, а также проводить анализ доходной обеспеченности различных социально-демографических групп, в том числе в разрезе отдельных источников доходов.
Данные о денежных доходах населения формируются на основе официальной статистической информации о произведённых выплатах денежных средств населению и о полученных от населения денежных средствах. Для её сбора используются материалы регулярной статистической отчётности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений, а также применяется система дооценок объёмов доходов и расходов населения в неформальном секторе экономики. В России эти макропоказатели публикуются в специальных сборниках и на сайте Росстата.
В РФ источником информации, дополняющей данные о доходах населения, поступающие из отчётности, являются агрегированные данные «Обследования бюджетов домашних хозяйств» (ОБДХ), публикуемые в сборниках и на сайте Росстата, а также данные выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, которое Росстат ежегодно осуществляет с 2012 г. (Динамика основных показателей доходов домашних хозяйств в 2011–2017 гг. Москва. 2019).
Таким образом, доходы населения рассчитываются на основе данных предприятий и организаций; банковской отчётности (Центральный банк Российской Федерации, Сбербанк России, иные кредитные организации); отчётов федеральных органов государственной власти и государственных органов, внебюджетных социальных фондов (Центральный банк; Пенсионный фонд, ФСС, ФНС, Минтруд, Казначейство России и др.); выборочных обследований населения.
Кроме данных официальной статистики, для аналитиков также доступны данные проекта «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (РМЭЗ НИУ ВШЭ) – репрезентативного в масштабах страны ежегодного выборочного обследования – и ряда других обследований, осуществляемых научными организациями («Мониторинг доходов и уровня жизни населения России» – издавался в 1995–2015 во Всероссийском центре уровня жизни, с 2018 – в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 2019 – в Институте социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН).
На основе данных «Обследования бюджетов домашних хозяйств» и «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах» Росстат формирует и публикует сведения об уровне и структуре денежных доходов домохозяйств различных демографических и социальных групп. Что касается душевых денежных доходов, их номинальные значения в этих обследованиях не вполне совпадают с данными о доходах населения, рассчитанными на основе отчётности предприятий, организаций, банковской статистики, отчётов министерств и ведомств. Репрезентативные выборочные обследования представляют объективную картину распределения доходов среди социально-демографических групп домохозяйств. В то же время для получения максимально объективной оценки уровня доходов населения необходимо учитывать различия в методологии их учёта. В одном случае единицей наблюдения является отдельный человек, а в другом – домашнее хозяйство. Статистика определяет последнее как совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т. е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства совместно, в том числе лиц, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни. В составе доходов домашних хозяйств присутствует, кроме того, денежная оценка натуральных поступлений, к которым относятся сельскохозяйственная продукция собственного производства, продукты и товары, поступившие в домохозяйство без оплаты, от родственников или других людей, услуги, оплаченные работодателем, и пр.
Виды доходов
Денежные доходы населения включают:
доходы от предпринимательской и иной доходной деятельности;
социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты);
доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях);
доходы по государственным и другим ценным бумагам;
инвестиционные доходы;
прочие денежные поступления.
Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Среднедушевые денежные доходы населения исчисляются путём деления общей суммы денежных доходов населения за год на численность постоянного населения и на 12.
Различают номинальные и реальные доходы населения (таблица 1).
Номинальный размер денежных доходов населения – абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчётном периоде размер денежных доходов.
Реальный размер денежных доходов населения (в процентах к соответствующему временно́му периоду) – относительный показатель, исчисленный путём деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Таблица 1. Номинальные и реальные денежные доходы населения Российской Федерации
(в соответствии с Методологическими положениями по расчёту показателей денежных доходов и расходов населения, утверждёнными приказом Росстата от 2 июля 2014 г. № 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г. № 680)
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022* | |
Номинальные денежные доходы населения | ||||||
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. | 31 897 | 33 361 | 35 506 | 36 240 | 40 304 | 44 937 |
В процентах к: |
|
|
|
|
|
|
2017 | 100 | 104,6 | 111,3 | 113,6 | 126,4 | 141,9 |
2018 |
| 100 | 106,4 | 108,6 | 120,8 | 135,7 |
2019 |
|
| 100 | 102,1 | 113,5 | 127,5 |
2020 |
|
|
| 100 | 111,2 | 124,9 |
2021 |
|
|
|
| 100 | 112,3 |
2022 |
|
|
|
|
| 100 |
Реальные денежные доходы населения |
| |||||
В процентах к: |
|
|
|
|
|
|
2017 | 100 | 101,7 | 103,6 | 102,2 | 106,2 | 104,7 |
2018 |
| 100 | 101,9 | 100,5 | 104,4 | 102,9 |
2019 |
|
| 100 | 98,6 | 102,4 | 101,0 |
2020 |
|
|
| 100 | 103,9 | 102,4 |
2021 |
|
|
|
| 100 | 98,6 |
2022 |
|
|
|
|
| 100 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | ||||||
В процентах к: |
| |||||
2017 | 100 | 100,7 | 101,9 | 99,9 | 103,2 | 102,1 |
2018 |
| 100 | 101,2 | 99,2 | 102,4 | 101,4 |
2019 |
|
| 100 | 98,0 | 101,2 | 100,2 |
2020 |
|
|
| 100 | 103,3 | 102,3 |
2021 |
|
|
|
| 100 | 99,0 |
2022 |
|
|
|
|
| 100 |
*предварительные данные
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Различия в динамике представленных показателей доходов отражают сложные социально-экономические процессы в обществе, обусловленные инфляцией, изменением структуры доходов и объёма обязательных платежей и др.
На рисунке можно проследить динамику реальных располагаемых денежных доходов населения РФ с 1991 по 2022 гг. Сплошная линия отражает динамику доходов в процентах к предшествующему временно́му периоду; пунктирная – в процентах к базисному 1991 г. Динамика подъёмов и падений доходов населения иллюстрирует тяжёлый путь преодоления социально-экономического кризиса 1990-х гг.; этапы экономического роста 2000-х гг.; сложную ситуацию, связанную c пандемией COVID-19 и начавшейся в феврале 2022 г. специальной военной операцией (СВО). С момента старта рыночных реформ и либерализации цен реальные доходы населения резко сократились и составили в 1992 г. всего 52,5 % по сравнению с 1991 г. До 2000-х гг. ежегодные темпы прироста доходов населения демонстрировали неустойчивый характер, но начавшийся с 2000 г. период экономического роста повлёк за собой и рост реальных располагаемых доходов населения. Глобальный финансовый кризис 2008 г. снизил доходы почти на 10 процентных пунктов. Следующее снижение совпало с кризисом 2014 г., вызванным в числе прочего падением мировых цен на нефть и введёнными против Российской Федерации международными экономическими санкциями. Хотя ситуация с доходами населения усугубилась пандемией COVID-19 и СВО, сопровождающейся новыми беспрецедентными санкциями, скорость падения реальных располагаемых доходов населения затормозилась и не превысила 1–2 % (см. рис.).
Вторая (пунктирная) линия графика, отражающая динамику реальных располагаемых доходов населения по отношению к 1991 г., позволяет рассмотреть этот показатель под иным углом зрения. Она показывает, что финансовый кризис 1998 г. вновь отбросил доходы населения к стартовой точке рыночных реформ. Уровня 1991 г. доходы населения достигли лишь к 2006 г., а затем значительно его превысили.
Многочисленные источники денежных доходов населения сводятся официальной статистикой в укрупнённые группы, фиксирующие доходы от факторов производства, трансфертные и иные доходы.
Таблица 2. Состав денежных доходов населения, в процентах к итогу
(в соответствии с Методологическими положениями по расчёту показателей денежных доходов и расходов населения, утверждёнными приказом Росстата от 2 июля 2014 г. № 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г. № 680)
Компоненты доходов | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022* |
Денежные доходы – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
доходы от предпринимательской деятельности |
6,3 |
6,1 |
5,9 |
5,2 |
5,7 |
6,2 |
оплата труда наёмных работников** | 55,1 | 57,1 | 57,3 | 57,2 | 57,2 | 56,7 |
Социальные выплаты | 19,3 | 19,0 | 18,8 | 21,4 | 20,6 | 21,0 |
Доходы от собственности | 4,6 | 4,6 | 5,1 | 5,8 | 5,7 | 5,3 |
Прочие денежные поступления | 14,7 | 13,2 | 12,9 | 10,4 | 10,8 | 10,8 |
*предварительные данные
**не учитывая скрытую (официально не учтённую) заработную плату и прочие денежные поступления, не распределённые по статьям формирования денежных доходов населения.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Основную часть денежных доходов населения составляют денежные доходы от оплаты труда наёмных работников (таблица 2). Следующие по значимости – трансфертные доходы, существенная доля которых представляет собой пенсионные выплаты. Динамика структуры за 2015–2020 гг. указывает на снижение доходов от предпринимательской деятельности, что в определённой степени отражает потери малого и среднего бизнеса вследствие локдаунов, вызванных COVID-19, однако в 2021 и 2022 гг. был зафиксирован рост этой компоненты доходов. Поддержка государством слоёв населения, попавших в сложное материальное положение из-за пандемии, отразилась в росте доли социальных выплат в 2020 г., которая оставалась достаточно высокой и в последующие периоды.