Военная оккупация
Вое́нная оккупа́ция, понятие международного права, означающее временное занятие территории (её части) одного государства вооружёнными силами другого государства, которое порождает определённые правовые последствия для участников военного конфликта и населения оккупированной территории.
Данное определение носит научный характер, поскольку легальной дефиниции «военная оккупация» до настоящего времени не содержится ни в актах международного права, ни в современном российском праве. В то же время термин «военная оккупация», или «оккупация», присутствует в содержании правовых норм. В частности, он применяется в статьях 133, 134, 157 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (принята 12 августа 1949 в Женеве), ст. 62 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (принята 12 августа 1949 в Женеве) и целом ряде других подобных актов международного права.
В российском законодательстве также не даётся определения понятия режима военной оккупации, хотя упоминание о нём есть в Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», в ст. 3 которого указано, что «в соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии». Актами агрессии в соответствии с п. 2 ст. 3 указанного закона признаются: вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства (группы государств) на территорию России, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, бомбардировка территории РФ и др.
Необходимость введения в правовой оборот термина «военная оккупация» возникла под влиянием факторов, определивших его содержание в ходе различных войн (особенно мировых) 19–20 вв., когда территории многих государств переходили под власть оккупационных режимов. Главный из указанных факторов – вседозволенность военной администрации на оккупированной территории в отношении мирного населения и его имущества, которая влекла тяжёлые последствия для многих жителей, вплоть до их гибели. С целью недопущения подобного в будущем или для минимизации указанных негативных последствий в науке международного права стала формироваться теория военной оккупации, оформившаяся в самостоятельный юридический институт международного гуманитарного права.
В настоящее время в научной литературе сложились различные определения понятия «военная оккупация». Так, В. А. Батырь считает, что «под военной оккупацией следует понимать временный военный контроль одного субъекта международного права (оккупирующей державы) над всей или частью территории другого субъекта (противника – оккупированного государства) без перехода суверенитета на оккупированную территорию с целью прекращения военного сопротивления и осуществления враждебных действий, а также постконфликтного урегулирования при условии осуществления эффективной военной власти, восстановления административного управления и обеспечения основных гарантий прав человека на занятой территории». (Батырь. 2011. С. 120).
С. А. Егоров определяет оккупацию как «вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется в пределах, определённых международным правом, высшими командными инстанциями воинских формирований» (Международное право. 2007. С. 838).
Существует много подобных определений, на основании которых в доктрине международного права были выделены следующие признаки военной оккупации:
наличие не менее двух государств, находящихся в состоянии военного конфликта между собой;
занятие в результате военной победы территории одного из государств другим государством против его воли;
осуществление оккупирующей державой на занятой территории эффективной военной власти и восстановление административного управления;
неизменность в течение определённого срока правового статуса оккупированной территории;
статус оккупируемой территории не влечёт передачи суверенитета над ней оккупирующему государству;
срочность контроля оккупирующей стороны над оккупированной территорией;
оккупация прекращается в результате изгнания или ухода вооружённых сил оккупирующего государства с занятой территории.
Оккупацию следует отличать от захвата территории (вторжения на территорию). Вторжение прежде всего характеризуется продолжением военных действий и сопротивления со стороны населения захваченной территории и отсутствием эффективного контрольно-административного местного аппарата государства-захватчика.
Территория признаётся оккупированной, если она находится во власти вражеской армии и эта власть в состоянии эффективно осуществлять свою деятельность. При этом, чтобы оккупационная власть осуществляла эффективный контроль над захваченной территорией, там не требуется непосредственное присутствие её вооружённых сил. Кроме того, активное и успешное сопротивление со стороны населения оккупированной территории не делает оккупацию неэффективной.
В международном гуманитарном праве выделяют несколько видов оккупации (Батырь. 2011. С. 120):
военная оккупация в ходе вооружённого конфликта;
послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств;
временный контроль союзной армии над освобождённой от вражеской оккупации территорией союзника;
занятие воюющей стороной территории нейтрального государства.
В настоящее время правовое регулирование общественных отношений в период военной оккупации осуществляется нормами международного права, закреплёнными в ряде актов: Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (принята 18 октября 1907 в Гааге), Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв международных вооружённых конфликтов от 8 июня 1977 г. (протокол 1).
В соответствии с указанными актами основными обязанностями государства-оккупанта являются:
принятие всех зависящих от него мер по возможному восстановлению и обеспечению общественного порядка;
по возможности оставление без изменений законодательства, суда и управления оккупированного государства;
обеспечение личной неприкосновенности населения, не сопротивляющегося войскам оккупационного государства. Запрещается депортация населения с оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или любого иного государства. Однако допускается производить полную или частичную эвакуацию какого-либо определённого оккупированного района, если этого требует безопасность населения или веские соображения военного характера. При таких эвакуациях покровительствуемые лица могут быть перемещены только вглубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно;
не принуждение местного населения служить в вооружённых силах оккупирующего государства. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается;
запрещение принудительных работ гражданам оккупируемой территории, за исключением случаев, когда такая работа необходима либо для нужд оккупационной армии, либо если работа связана с коммунальными предприятиями, питанием, жилищем, одеждой, транспортом и здоровьем населения занятой местности, при условии достижения работником возраста 8 лет;
запрещение проведения любых мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничение возможности работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупационное государство;
запрещение конфискации (грабежа) частной собственности граждан, которая, по общему правилу, является неприкосновенной. Однако администрация оккупационного государства вправе взимать налоги и сборы, контрибуцию, производить реквизицию. Под частную собственность для целей защиты также подпадает имущество общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, даже если они принадлежат государству. Поэтому любой преднамеренный захват, повреждение или уничтожение частной собственности воспрещается, а в случае совершения подобных действий виновные должны быть подвергнуты преследованию. В то же время государственное имущество, включая деньги, казну и другие государственные активы, попавшее в руки оккупирующего государства, может использоваться последним в военных целях;
взимание налогов с населения влечёт для администрации оккупационного государства обязанность нести расходы по управлению занятой территорией в размерах, установленных законным правительством;
запрещение наложения коллективных наказаний (включая денежные взыскания) за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения;
запрещение изменения назначения либо реквизирование убежищ, которые предназначены для использования гражданским населением или необходимые ему.
Другие обязанности указаны в статьях 42–56 отдела III «О военной власти на территории неприятельского государства» Положения о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны); статьях 47–78 ч. III «Оккупированные территории» раздела III «Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними» Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны; статьях 63, 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол 1).
Нарушение норм международного права о военной оккупации является преступлением, а лица, виновные в их совершении, рассматриваются как военные преступники. Это зафиксировано в ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси» (Лондон, 8 августа 1945). В соответствии с данной статьёй преступлениями являются действия, нарушающие законы и обычаи войны. К таким нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство (или для других целей) гражданского населения оккупированной территории; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.
Военная оккупация прекращается, когда достигнуто политическое урегулирование военного конфликта; оккупирующая держава выводит свои войска, и власть переходит к существующему или вновь созданному правительству.